Татьяна Звонова
Отчет: Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук
Развитие пространственной ориентации – важный шаг при подготовки дошкольников к письму. Ребята легко должны уметь ориентироваться в направлениях (слева – направо, выше - ниже). Развитие пространственной ориентации я закрепляю на занятиях по математике, а также этому способствуют и занятия по рисованию.
Публикация «Отчет: Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я считаю, что изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Я убеждена, чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Мы с ребятами стараемся использовать любую возможность: рисуем на бумаге и картоне, на снегу и песке, на асфальте и стекле, на манке и стене. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крупой и речным песком. С возрастом ребенок учится правильно располагать фигуры на листе бумаги, соотносить размеры. С этой целью я часто предлагаю ребятам упражнение «Повтори фигуры», суть которого заключается в том, чтобы ребенок мог располагать рядом с фигурой другие фигурки в заданном воспитателем направлении, то уменьшая, то увеличивая их в размере.
Также я убеждена в важности роли игр и занятий с клеточками, штриховки. Эти игры и упражнения помогают детям продолжать знакомство с лексическими темами; расширяют словарный запас; формируют пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение, внимание, память. Перед началом занятия я слежу за правильной осанкой, напоминаю, что правильно нужно держать карандаш, во время упражнений нельзя поворачивать тетрадь; линии можно проводить только один раз. Учу ребенка проговаривать свои действия, проверять, контролировать правильное выполнение задания. Это приучает детей к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.
Предлагаю ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры. Обучение штриховать я провожу в определенной последовательности:
• изучение трафарета, обследование пальчиком (указательным) ;
• обводим геометрические фигуры;
• знакомим с простейшими видами штриховки (параллельные отрезки, волнистые линии.) ;
Совместно с детьми выучили и закрепили правила штриховки:
• штриховать только в заданном направлении;
• не выходить за контуры;
• соблюдать одинаковые расстояния между штрихами;
При рисовании, штриховке, раскрашивании, дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Эти занятия вызывают у детей повышенный интерес, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Развитие ручной умелости может осуществляться, как уже выше было перечислено, при использовании различных занятий и упражнений. Однако я заметила, что из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В этих условиях возрастает роль различных физкультурных и танцевальных движений, требующих согласованности движений. Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, ребенок не научится писать, но специально подобранные упражнения способствуют совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком. Многообразие таких структур обогащает опыт ребенка. Включение в занятия ритмических движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться. Наблюдая за детьми, которые занимаются в спортивных секциях и дома физическим развитием, я сделала вывод, что они более уверенно владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники. У детей мышцы рук должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставать при письме.
Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза. Ведь ребятам нужно будет одновременно смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Поэтому очень важны согласованные движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.
Я заметила, что многим моим детям легче рисовать по памяти, чем с натуры, т. к. внимание раздваивается, детям тяжело скоординировать действия руки и глаза. Я начала практиковать графические диктанты. Только, если для развития волевой готовности я диктовала последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации я давала образец, который дети копировали.
Работу по подготовки руки к письму с детьми старшего дошкольного возраста я вела в течение всего учебного года в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями. Перед началом выполнения задания и в ходе я проводила беседу, словесное пояснение в занимательной форме. Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышивать» фигуру крестиком или просто раскрасить. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. Если в начале учебного года были кривые, неточные, слабые линии, то к концу года - прямые, уверенные. У детей появилось устойчивое, сосредоточенное внимание. Все дети начали легко справляться с материалом и прекрасно его усваивали. При этом занятия вызывали у них огромный интерес.
Мой опыт свидетельствует, работа детей в тетрадях с графическими диктантами улучшила мелкую моторику и координацию движений, сделала этот процесс обучения занимательным и увлекательным.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе я оформила стенд «Для вас, родители», здесь они могут найти информацию о различных упражнениях для развития мелкой моторики рук, познакомиться с гимнастикой для рук, пальчиковой гимнастикой. Родители всегда могут увидеть, что делал ребенок в детском саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка, прочитать советы воспитателя, на что нужно обратить внимание в той или иной деятельности в домашней обстановке. Содержание стенда я пополняю ежемесячно.
На очередном родительском собрании, я отметила, что один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Мною были предложены различные занятия и упражнения с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов.