Марина Кушнарева
Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Почему я выбрала эту тему проекта? Работая логопедом я выявила, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает всё большее значение.
Публикация «Проектная работа по развитию мелкой моторики „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.
В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.
Паспорт проектной работы.
Название проекта : «Веселые пальчики»
Руководитель проекта : Кушнарева Марина Геннадьевна.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: данный проект рассчитан на детей 5-7 лет.
Состав проектной группы : дети старшей логопедической группы, воспитатели.
Тип проекта : игровой.
Продолжительность проекта : 01.11.2015 г. – 30.04. 2016 г.
Проблемные вопросы:
Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольника?
Как более эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех логопедических занятиях?
Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?
Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.
Цель проекта : преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Задачи проекта :
Развивающие :
• Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.
• Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.
• Развивать изобразительные и графические навыки.
• Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости.
• Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.
Обучающие:
• Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.
• Учить действовать по словесным инструкциям, контролировать свои действия.
• Овладеть приемами самомассажа и расслабления.
Воспитывающие:
• Воспитывать культуру речевого общения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Здоровьесберегающие технологии:
Развитие мелкой моторики, посредством разнообразных практических заданий, используемых на всех видах логопедических занятий.
Совершенствование координации пальцев рук.
Использование релаксации.
Условия реализации проекта :
Формировать интерес детей к занятиям.
Подобрать и разработать специальные задания.
Заинтересовать родителей результатами коррекционной работы.
Этапы проекта :
I этап - Подготовительный.
• Разработка темы;
• Формулировка цели проекта;
• Подбор и изучение методической литературы по данной теме;
• Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;
• Подбор дидактического материала и пособий.
II этап – Основной.
На данном этапе проводилась следующая работа :
• Проведение подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук.
• Использование пальчиковой гимнастики физкультурных минуток в воспитательно-образовательном процессе.
• Игры с использованием дидактических игрушек.
• Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, ручной труд).
• Совместная деятельность логопеда, воспитателей и детей.
Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе подгрупповой и индивидуальной деятельности, на которых использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно было лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям.
Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически согласно лексическим темам недели.
В качестве совместной деятельности на данном этапе нами производились:
Совместные игры в группе и на участке на развитие моторики рук. Оформление коррекционного уголка в группе.
Перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка, постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.
III этап – Заключительный.
Заключительным этапом было:
• Подведение итогов.
• Оформление проектной деятельности.
• Проведение мастер-класса для педагогов»Умные руки-умный ребенок», где воспитатели изучали и осваивали азы пальчиковой гимнастики и развитие мелкой моторики рук в целом.
• Велась работа с родителями :
• Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
• Слайдовая презентация, защита проекта.
Результат работы :
Развитие мелкой моторики рук пальцев рук.
Дети овладели навыками самомассажа кистей рук.
Расширился лексический запас.
Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей с нарушениями речи.
Продукт проектной деятельности :
Продукты детской деятельности:
Работы детей : рисунки, аппликации.
Игровые пособия.
Наглядная информация для родителей:»Игры в пальчиковом бассеине»»Затейливые игрушки»,» Узоры из счетных палочек»и т. д.
Вывод:
Таким образом:
- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.