Светлана Заноздрина
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Веселая работа для пальчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показ родителям и педагогам ДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Ход МАСТЕР - КЛАССА
Педагог – психолог. Здравствуйте уважаемые родители. Представляю вашему вниманию мастер – класс, задача которого является представления педагогических приёмов и форм взаимодействия воспитателя при развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».
Публикация «Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста „Веселая работа для пальчиков“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2016
. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей
Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев (В. А. Сухомлинский)
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”(Н. Кант)
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной из форм такой работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка :
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Вниманию педагогов и родителей педагогом - психологом предлагается несколько пальчиковых игр.)
1. Пальчиковая гимнастика.
«Фонарики»
Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз – два».
На «раз» : пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.
На «два» : пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.
Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук, затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.
22. Самомассаж
Дайте ребенку круглую щетку для волос или шишки. Ребенок катает щетку. шишку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
2. Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
(Родители и педагоги вместе с психологом выполняют несколько упражнений)
“Кольцо” : соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р.
«Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8 – 10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течении 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положения.
«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
3. Графические диктанты.
Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.
(Педагог – психолог проводит с педагогами и родителями графический диктант)
Графический диктант «Собачка».
Инструкция: от верхнего левого угла страницы отсчитайте 3 клетки вниз и 2 вправо, поставьте точку.
2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 10 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 6 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 наискосок влево вверх, 2 влево, 2 вверх.
Рисование по клеточкам «Груша»
Левая половина груши нарисована по клеточкам, нужно зеркально отобразить правую сторону.
Рисование узора по точкам.
С левой стороны даны образцы узоров нарисованных по точкам, с правой стороны необходимо повторить по образцу.
4. Упражнения с палочками
В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку. Можно «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки (сопровождать игру простыми стихами)
(Педагог – психолог предлагает участникам мастер – класса по образцам – схемам выложить из спичек предметы: машину, звездочку, флажок, домик, птичку в разных позах)
Педагог – психолог. Сегодня на мастер – классе, я думаю, вы с удовольствием поиграли с пальчиками. Эти игры вы можете использовать в работе по развитию мелкой моторики рук ваших детей. Играйте с удовольствием, успехов вам и вашим детям.