Наталья Черемных
Изучение роли мультфильмов в речевом развитии дошкольников в контексте поиска здоровьесберегающего ресурса
▼ Скачать + Заказать документы
Овладения родным языком является одной из главных задач дошкольного детства. Однако в последнее время речевое развитие детей дошкольного возраста всё чаще вызывает беспокойство у педагогов и родителей.
В основе недостаточного формирования речевых навыков современных детей в большинстве случаев лежит неполноценность речевой среды, в которой они воспитываются. Стремительный рост информационных технологий привел к тому, что общение между взрослыми и детьми, а также детей между собой всё чаще заменяется общением с компьютером, телефоном, телевизором. Таким образом, передовые информационные технологии несмотря на свой вклад в развитие общества привели к существенным изменениям в одной из сфер человеческой жизни – в коммуникативной, и в частности повлияли и продолжают влиять на речевое становление детей, что препятствует полноценной коммуникации последних.
Публикация «Изучение роли мультфильмов в речевом развитии дошкольников в контексте поиска здоровьесберегающего ресурса» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мультфильмы занимают значительное место в жизни практически каждого современного ребенка. Однако просмотр далеко не каждого мультфильма способен принести пользу для его речевого и общего психического развития. Так, наиболее благоприятными с точки зрения сохранения и укрепления психологического здоровья детей, а также развития речи считаются многие советские мультфильмы. Благодаря им детьми свободно усваивается семантическая сторона речи, расширяется словарный запас адекватный возрасту, улавливается интонационный характер речевых высказываний, формируется правильное звукопроизношение. Кроме «правильной» нравственной составляющей благотворно влияющей на формирование личности ребенка в них ещё заложен огромный потенциал для развития общей речевой культуры. В старых советских мультипликационных фильмах в отличие от современных не встречаются грубые, жаргонные слова(«тормоз», «болван», «тупой» и т. д., исключено неправильное произношение звуков при озвучивании героев, четко выстроены правильные речевые обороты и интонационные характеристики. К сожалению, современные мультфильмы в этом контексте оставляют желать лучшего.
Отсутствие общения со взрослым в процессе просмотра мультфильмов влияет на семантическую составляющую усвоения ребенком родного языка. Из мультиков чаще всего дети просто “хватают” отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла, допуская в последующем ошибки в процессе употребления новых слов. А для того, чтобы слово было усвоено ребенком необходимо обсуждать его значение со взрослым, создавать образ этого слова с помощью картинки, задавать и отвечать на вопросы и т. д.
Негативное влияние мультфильмов (особенно современных) на речевое развитие во многом ещё связано со значительно ускоренным потоком речи, которая поступает к ребенку с экрана. А, чтобы речь развивалась правильно, крайне необходимо крайне необходимо слышать неспешную и четкую речь, что дает возможностьвыделять отдельные звуки и слова.
Кроме того, при просмотре мультипликационных фильмов задействовано непроизвольное внимание. Ребенок, попадая в мир ярких образов, как бы «зависает», «застывает» в экранной реальности. У него нет возможности полноценно думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т. е. развивать совсем другой тип внимания – произвольное внимание.
Итак, существенное влияние мультфильмов, зачастую отрицательное (особенно современных, на становление речи детей не вызывает сомнения. Однако, современная жизнь взрослых настолько стремительна и насыщена работой, что обойтись без показа детям мультфильмов в процессе домашнего воспитания становится практически не возможным. Минимизировать негативное воздействие мультфильмов на развитие речи дошкольников возможно благодаря соблюдению некоторых рекомендаций.
Так, целесообразно следить за тем, какие именно мультики показываются детям. Важно и содержание мультипликационной истории, и особенности построения в ней речевых высказываний, и четкость произношения звуков героями, и темп их речи, доступность для понимания ребенка новых слов, употребляемых ими, а также их речевая культура (отсутствие жаргонных слов).
Кроме того, мультики желательно смотреть вместе с детьми, чтобы после просмотра иметь возможность вместе их обсудить. Это позволит и прояснить непонятные ребенку слова, тем самым расширяя его словарный запас, и поможет развить ребенку навыки связного высказывания, если какие-то отрывки из мультика ребенком проговариваются, пересказываются, а такжепросто поделиться впечатлениями и обменяться эмоциями, что является неотъемлемой составляющей диалогического общения между взрослым и ребенком.
Таким образом, в процессе взаимодействия с детьми весьма важно поставить анимацию на службу воспитания и развития, а не стать её заложниками. Только в этом случае будет достигнут педагогический эффект и сохранено здоровье подрастающего поколения.
Литература:
1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы : психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М. : Чистые пруды. — 2006. — 32 с.
2. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. — 2005. — №9. — С. 45-54.
3. Ермизина Е. В. Мультфильмы-дети : от контента к пониманию // Мир психологии. 2010. -№ 1. -С. 51-58.
4. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 36-38.