Получи документы

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников

Элеонора Лаврентьевна Козлова
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам-

он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите 20 таких слов

с картинками, он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

В дошкольном детстве ребёнку приходится решать разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей между предметами, явлениями, действиями. При развитии речи дошкольников необходимо научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, которые облегчают процесс формирования речи, является наглядность. Рассматривание предметов помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Публикация «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог

Л. С Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения

в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Актуальность выбранной темы:

* Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.

* Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственной опыт.

* Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В настоящее время существуют различные приёмы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

* помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

* обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности полноте и связности изложения;

* развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую

и зрительную память;

* воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

* развивать мелкую моторику у детей.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием - развитие памяти/разных видов : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной/, мышления, внимания, воображения.

Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Овладение приёмами работы

с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

*развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

*перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

*развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и. т. д.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и. т. д.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация.

Этот приём способствует развитию речи, облегчает запоминание речевого материала через схемы, графические рисунки.

Мнемотаблицы помогают детям легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы, выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить рассказы в определённой последовательности /начало, середина, завершение/, расширяют и обогащают словарный запас, развивают мышление, развивают фантазию, воображение, помогают составлять описательные предложения.

Мнемотаблицы помогают воспринимать содержание рассказа детьми. Особенно важны мнемотаблицы для детей, у которых есть проблемы слуха и речи.

Любой рассказ, сказку, стихотворения можно «записать», используя картинки, мнемотаблица зарисовывается схематично. Суть мнемотаблиц - на каждое слово или словосочетание придумываются картинки и весь текст или символьные знаки.

Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогают ребёнку воссоздать прочитанное, услышанное. В настоящее время существуют различные приёмы и методы развития речемыслительной деятельности детей. В своей работе, развивая речь, использую наглядное моделирование при составлении рассказов по картине, серии картин, описательных рассказов.

Этапы использования мнемотаблиц :

Этап 1 -Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2-Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3 - Осуществляется пересказ информации/ сказки, рассказы/ с опорой на символы/образы/ т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4 -Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5 -Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания:

*пересказ;

*составление рассказов по картине и серии картин;

*описательный рассказ;

*творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана-подсказки.

Этапы работы со схемой - моделью :

*учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами/ мама, дом, еда/- если дети умеют читать и писать;

* самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему-модель. Использовать схему - модель, как план пересказа;

*закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Опираясь на опыт педагогов, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых, времён года.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Старшие дети способны придумать свои собственные схемы- модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Сопровождающегося просмотром рисунков, зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.

6. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

8. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц. Схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:

*у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

*появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

*появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

*расширяется активный и пассивный словарный речевой запас детей;

*дети преодолевают робость, застенчивость.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является показателем умственных способностей ребёнка и готовности к школьному обучению.

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

Эффективность использования мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Педагогический проект: Эффективность использования мнемотаблиц для развития речи детей старшего дошкольного возраста Ушинский К. Д. : «Учите.

Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников Доклад на районном методическом объединении воспитателей: «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» (из опыта.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Дошкольный возраст является сензитивным.

Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению .

Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников» Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц и обобщение опыта по использованию схем и моделей для развития речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 07:33
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Элеонора Лаврентьевна Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД