Марина Анатольевна
Изучение агрессивного поведения у современных дошкольников после дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущими детерминантами трудностей во взаимоотношениях людей зачастую выступают различные формы проявления агрессии. Агрессивность, как считалось ранее, изучалась в контексте подросткового возраста, однако в настоящий момент проявления агрессивности становятся актуальными уже для дошкольников. Дошкольники становятся все более восприимчивы к внешним деструктивным воздействиям: средства массовой информации, онлайн игры, поведенческие модели родителей, других взрослых, а также старших детей.
Публикация «Изучение агрессивного поведения у современных дошкольников после дистанционного обучения» размещена в разделах
Опыт психологической работы в дошкольном образовательном учреждении показывает, что все более частыми и распространенными от родителей и воспитателей являются запросы на профилактику и коррекцию детской агрессивности. Особый рост агрессивного поведения отмечался после вынужденного дистанционного обучения. Родителями дошкольников было отмечено повышение капризности, непослушания, агрессивных реакций на фоне отсутствия стабильного режима, осуществляемом непосредственно в дошкольном образовательном учреждении.
Ярко выраженные проявления агрессии все чаще встречаются в дошкольном возрасте. Такие дети, по мнению А. А. Ласкина, склонны к частым дракам, стычкам и ссорам. Воспитатели испытывают значительные трудности при взаимодействии с такими детьми [1].
Проблема роста агрессии в детском коллективе в последнее время является одной из наиболее частых, с которой педагоги и родители обращаются к психологу. Для большинства дошкольников характерными являются различные формы агрессии. Многие дети проявляют ее ситуативно. Тем не менее, существуют дети, агрессия которых является устойчивой формой поведения. Со временем агрессия у таких детей сохраняется, развивается и в итоге трансформируется в устойчивое качество личности, что неблагоприятно влияет на личностное развитие, потенциал ребёнка, его коммуникацию с окружающими.
Проявления агрессии в дошкольном возрасте встречаются у внушительного числа детей, как считает О. В. Шерстнева, как следствие недостаточного развития социально принятых коммуникативных навыков, что приводит к сниженной социализированности личности [3].
Целью нашего исследования являлось изучение на теоретическом и эмпирическом уровне особенности агрессивного поведения у дошкольников. Исследование проводилось на базе детского сада №82 «Родничок» г. Белгорода, в исследовании приняли участие 25 детей дошкольного возраста.
Диагностическое изучение агрессивных проявлений старших дошкольников было реализовано с помощью следующих методик: проективная индивидуальная методика «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Дукаревич, анкета для воспитателей и родителей «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
Анализ рисунков с несуществующим животным показал, что агрессивность характерна для 36% дошкольников. Рисунки таких детей содержали конфликтные элементы: поднятые вверх руки/лапы, зубы, шипы, рога, когти и т. п. Такой показатель свидетельствует о наличии агрессивных тенденций. Стоит отметить, что при обсуждении многие дети рассказывали, что рисовали персонажей игр или мультфильмов.
Рисунки детей были выполнены без использования цветных карандашей, с повышенным нажимом, использованием жирных линий и штриховки. Такие показатели могут свидетельствовать о наличии повышенного уровня тревожности и напряженности таких детей.
В результате опроса родителей и воспитателей полученные данные были подтверждены. Так, по мнению родителей и воспитателей 36% детей склонны к высокому уровню агрессивности. Поученные данные свидетельствует о готовности дошкольников к применению силы по отношению к сверстникам в большинстве конфликтных ситуаций.
Результаты 20% детей можно отнести к среднему уровню, склонность к ругани и оскорблениям по отношению к окружающим является ситуативной для таких детей.
Для 44% детей характерен низкий уровень – такие дети не склонны к проявлению агрессии.
В результате беседы с родителями и воспитателями был отмечен рост агрессивных проявлений в период постдистанционного обучения.
Арт-терапия, по мнению Е. В. Маркман, является наиболее гибким и эффективным инструментом в работе с детьми. Посредством удовлетворения значимых для ребенка потребностей через занятие творчеством изменяется психологическое и эмоциональное состояние детей. Арт-терапевтическое воздействие дает возможность невербального отреагирования своих негативных эмоций социально приемлемым способом, а также закрепления конструктивных навыков общения [2].
Для детей, склонных к агрессивному поведению, нами были разработаны коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтических упражнений.
Библиографический список
1. Ласкин, А. А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания / А. А. Ласкин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 6 (5). – С. 119.
2. Маркман, Е. В. Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников / Е. В. Маркман // Психология человека в образовании. – 2020. – №3. – С. 277-287.
3. Шерстнева, О. В. Профилактика детской агрессивности / О. В. Шерстнева, С. В. Пазухина // Вестник науки и образования. – 2020. – №19-1 (97). – С. 111-114.