Оксана Махота
Изотерапия как метод психологической коррекции детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь
рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции
детей дошкольного возраста с невротическими, психосоматическими
нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации, при
внутрисемейных конфликтах.
Публикация «Изотерапия как метод психологической коррекции детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Изобразительное творчество позволяет детям ощутить и понять самого
себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также
освободиться от негативных переживаний прошлого.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как
требует согласованного участия многих психических функций. По мнению
специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных
взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется
конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого
полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое
полушарие.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение,
двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто
способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между
собой.
Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве
инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не
часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия
с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств,
идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений,
укрепления самооценки и уверенности в себе. Для изотерапии подходят все
виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно,
только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор
художественных материалов.
Работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и
деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога
взаимодействует с происходящим в душе ребенка.
Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы
ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии,
чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой
работе, к процессу творению. В результате ребенок начинает лучше
осознавать себя.
Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов,
относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению,
достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов,
предметов, людей.
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим
процессом – непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети
любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем
другой материал, а потом смешивая их.
Второй этап: процесс творческой работы – создание феномена,
визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со
своим творческим взаимодействием, вне зависимости от возраста (даже
очень маленькие дети).
Третий этап: дистанционирование, процесс рассматривания. На этом
этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы
легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное
произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене,
окне, на стенке шкафа, двери).
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате
рассматривания творческой работы.
Особенности четвертого этапа изобразительной деятельности таковы:
1. Психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой
является он сам, с использованием слова «Я».
2. Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы
ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.
3. При необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему
выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто
тебе ближе всех?». Если ребенок говорит «Я не знаю», не отступайте,
перейдите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте свой
ответ и спросите ребенка, правильно это или нет.
4. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки
или двумя соприкасающимися, либо противоположными точками.
5. Психолог просит обратить внимание на цвета.
6. Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к
себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части.
7. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные
жизненные ситуации или рассказы, «вытекающие» из рисунка.
8. Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках и
обращает особое внимание на этот факт.
9. Психолог останавливается на тех вещах, которые для ребенка выходят
на первый план. При этом необходимо проявлять большой интерес и
настойчивость.
10. Осуществляется наблюдение за внешними проявлениями
поведения.
Творческая деятельность ребенка является важным элементом его
развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.
«Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом
коренное отличие его от художника, актера».
Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.
Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от
самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.