Марина Хайдукова
Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. В процессе дети учатся не только сосредоточиться на предмете своего творчества, но и помогать и поддерживать товарища.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорных функций.
Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д., без которых не может развиваться изобразительная деятельность, организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
• обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
• становление и развитие речи как средства общения;
• совершенствуется регулирующая функция речи.
Первым этапом занятия по изобразительной деятельности является наглядность. Дошкольники сначала смотрят на какой-то предмет, картину, сравнивают ее, самое главное описывают ее, обсуждают, смогут ли они повторить.
На втором этапе дети непосредственно сталкиваются с перенесением увиденного на действительное, активно делятся свои знаниями и умениями с ближними товарищами.
И наконец, на заключительном этапе педагог предлагает сравнить все работы, высказать свое мнение.
Непосредственно образовательная деятельность выделяет некоторые формы:
• Декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества,
• Предметное рисование – состоящее из отдельных изображений;
• Сюжетное рисование – отражающее совокупность действий и событий.
Все виды изобразительной деятельности, использованные в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из данных видов изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы использовали для развития запрашиваемых сторон.