Анна Филатова
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой.
талантливые читатели,
как и писатели».
С. Я. Маршак
Публикация «Презентация „Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли портреты с изображением отечественных писателей, книги, сказки рассказы.
В театральном уголке обновились разные виды театров: «Пальчиковый театр», «Деревянный театр», маски с изображением героев сказок, медальоны с героями сказок, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей.
Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Отгадай сказку по картинке","Расскажи сказку»", «Чья это тень», «Пазлы – сказки», «Магнитные сказки»совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", " Скажи какой:", "Шиворот - навыворот" «Перепутанные сказки», "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.).
Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное, или составить собственный рассказ, я использую наглядный план - мнемотаблицы. На плане изображаю последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода рассказа) к каждому из которых нарисованны условно (схематически) главные персонажи или объекты (человек, животное, дерево и т. д.). Такой план помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.
Создала нестандартное оборудование, игры на развитие дыхания «Отгадай героя сказки», «Волшебный ветерок», «Мимика и лица».
Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
• Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники чинят книги из своей группы. Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:
- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
- придумывание однокоренных слов;
- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
- пересказ сказки по ролям.
- чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др. ;
- беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;
- игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
- игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);
- игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».
- беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;
- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с о специалистом по художественному творчеству «Колобок»).
• Работа с родителями.
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:
Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».
В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители учили с детьми любимые стихотворения,а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.