Маргарита Вячеславовна Рябова
Из опыта работы учителя-логопеда «Взаимодействие с семьями воспитанников в группах детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО, является, принцип партнёрства с семьёй.
В зависимости от образовательных потребностей и запросов, родителей меняются формы, тематика запланированных мероприятий с семьёй.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В зависимости от образовательных потребностей и запросов родителей, меняются формы, тематика запланированных мероприятий с семьёй.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается, основываясь на следующих принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
3. Сотрудничество, а не наставничество – создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Моей главной целью в работе с родителями стало : вовлечение родителей в образовательное единое пространство «Детский сад-семья».
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед помогает мне выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьёй. В свое педагогической практике работу с родителями, их педагогическое просвещение в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста осуществляю в определённой системе, что отображаю в годовом плане работы с семьёй.
Такую работу я начинаю проводить сразу в начале учебного года. Работаю с родителями по определённой системе, которая уже сложилась в нашем дошкольном учреждении и включает в себя:
• родительские собрания;
• консультации;
• открытые занятия;
• беседы;
• опросы, тестирование, анкетирование;
• мастер-классы;
• информационные выставки;
• семинары-практикумы.
В начале учебного года обследую речь детей. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребёнка. При планировании прогноза коррекционной работы обязательно учитываю : роль всех членов семьи в воспитании ребёнка, тип семейного воспитания.
Из первой беседы выясняю условия воспитания в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Не оставляю без внимания тревоги родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи малыша. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От её построения и атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу. Объясняю, какую помощь жду от них в воспитании и обучении в целях достижения успеха коррекционной работы. В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям заключения и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. Стараюсь посещать все родительские собрания в течении учебного года. Родительским собраниям уделяю особое внимание и тщательно к ним готовлюсь. Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию специалиста. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Понимая важность и значимость консультаций. Стараюсь построить их так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы консультаций, которые интересовали родителей воспитанников :
-«Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики»;
- «Развитие мышления и внимания»;
- «Речевые игры дома»;
-«Как учить звуко - буквенному анализу»;
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»
Для знакомства с требованиями, приёмами и содержанием работы логопеда, наблюдением за своим ребёнком, приглашаю родителей на открытые индивидуальные занятия. Такая форма работы позволяет : контролировать ход логопедической работы. Видеть объём знаний своего ребёнка и разнообразие речевых упражнений. Игр. Наглядно-игрового, речевого материала.
Основной формой взаимодействия с родителями для меня является тетрадь домашних заданий. Тетрадь заполняется систематически. Выдаётся перед выходными днями на дом. Для того, чтобы родители могли с ребёнком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи ребёнка задания в тетради даю не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти, мелкой моторики и графических навыков.
Для меня очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оцен6ивать и развивать своего ребёнка, убедить в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях. Очень интересно раскрывается лексическая тема «Профессии». Родители приходят в группу, рассказывают о своей профессии. Для детей все подобные встречи всегда эмоционально окрашены и познавательны.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно.
Таким образом, мы можем говорить, что выбранные мною формы и методы работы с родителями и выбор направления коррекционной работы с детьми, родителями, способствовали повышению педагогической культуры степени заинтересованности взрослых в вопросах коррекции звукопроизношения и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями.