Ольга Грачева
«Использование игровых моделей для знакомства детей раннего возраста с цветом (из опыта работы)»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника.
Публикация «„Использование игровых моделей для знакомства детей раннего возраста с цветом (из опыта работы)“» размещена в разделах
Знакомство с цветом – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Исследование цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете - цветоведение. Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учетом возрастных возможностей. В целях развития цветовосприятия детей раннего возраста особое значение имеют дидактические игровые модели.
Дидактические игровые модели – это многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают малышу, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Наряду с цветовосприятием в одной игровой модели может содержаться несколько целей и задач.
Цели:
- расширять познавательно-игровое пространство для малышей;
- способствовать развитию речи, закреплению сюжетных эталонов, формированию мыслительных процессов и восприятий, координации движений и развитию мелкой моторики рук;- закреплять в речи пространственное расположение предметов;
- создать условия для социально-личностного развития.
Задачи:
- освоить элементарную комбинаторику – размещение игрушек по заданному признаку: цвету, величине, форме;
- закрепить представления об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, белый, черный); величине (большой, поменьше, маленький); геометрической форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);
- расширять и уточнять активный словарь детей;- учить классификации и обобщению предметов;- развивать мелкую моторику;
- формировать бесконфликтное поведение, умение играть дружно.
Для малыша работа и игра - это практически одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь в ней равноправным ее участником, увлечь малыша. Перед тем, как проводить игру, надо ознакомить детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре; объяснить ход и правила игры; показать игровые действия, в процессе которых воспитатель учит правильно выполнять действия; определение роли воспитателя в игре; подведение итогов.
В нашем детском саду наработан интересный опыт по сенсорному воспитанию дошкольников. Группа укомплектована различным дидактическим материалом и оборудованием, многое из которых сделаны своими руками. Малышам доставляют большую радость яркие красивые пособия, работая с которыми ребята становятся общительными и любознательными.
Были разработаны и изготовлены дидактические модели, способствующие формированию цветового восприятия малышей и позволяющие разнообразить методические приемы и подходы в работе с ними. Эстетические качества игрового материала, его привлекательность, доступность в эксплуатации делают неоспоримыми их дидактические возможности в сенсорном развитии дошкольников. Данные дидактические модели используются для создания привлекательности и разнообразия игровых ситуаций, общения, развлечения, выполнения различного рода упражнений.
«Разноцветный поезд»
Цель: формирование умений группировать предметы по заданному признаку: цвету, форме, величине; закрепить представления о цветах (красный, синий, зеленый, желтый, белый, оранжевый); величине (большой, маленький, геометрической форме (круг, прямоугольник); развивать мелкую моторику рук; расширять активный словарь ребенка.
Структура: В этой игре дети собирают поезд, соединяют вагончики, подбирают окошки, колеса по цвету, размеру, подбирают матрешек. Дети учатся застегивать, пристегивать липучки, кнопки, молнию. Можно подбирать предметы одинакового цвета, например, желтый вагончик - везет желтых матрешек, у синего вагончика – синие колеса и т. д. а можно и контрастных цветов, например, в зеленом вагончике поедут красные матрешки, прицепи к оранжевому вагончику желтые колеса и т. д.
«Забавные кружочки»
Цель: закрепить название основных цветов; геометрической форме – круг; развивать мелкую моторику пальцев; закрепить понятие величины: большой, маленький; расширять активный словарь; активизировать словарь, используя пространственные понятия: вверху, внизу, слева, справа; о количественных понятиях «один» - «много».
Структура: детям предлагают с помощью прищепок сделать из кружочков забавных человечков, колобков, цветы. Например, детям предлагают с помощью прищепок вверху сделать волосы – получились смешные человечки; прицепить прищепки внизу – получился дедушка с бородой; прицепить прищепки одну справа, другую слева и две внизу – веселый колобок; прицепить маленькие прищепки вокруг круга – красивый цветок; можно прицеплять прищепки одного цвета, чередовать по цветам, по размеру и т. д.
«Клубочки с секретом»
Цель: развивать у детей умение наматывать и разматывать клубочки ниток; мелкую моторику рук, тактильные ощущения, зрительную память; закрепить названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, понятие величины «большой – маленький», форме – круг; поддерживать интерес детей при помощи заранее приготовленных сюрпризов; развивать активный словарь.
Структура: детям предлагают рассмотреть клубочки ниток, определить их цвет, величину. Вначале показать детям, как правильно надо разматывать клубочки (внутри каждого клубочка детей ждет сюрприз – игрушка, а затем наматывать клубочки. Можно предложить детям на листе бумаги сделать из ниток дорожки для игрушек.
«Осьминожка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов, умение группировать предметы; закрепить понятие «один – много», развитие активного словаря, терпения, внимания, усидчивости.
Структура: дети знакомятся с осьминожкой, закрепляют цвета, учатся расплетать косички, снимать и надевать резиночки, развязывать и завязывать бантики; группируют предметы по цветам.
«Веселые клоуны»
Цель: формирование умений детей группировать предметы по цветам; развивать мелкую моторику рук; учить пристегивать липучки и снимать их, надевать и снимать предметы; закрепить в речи названия основных цветов; вызывать эмоциональный отклик и желание экспериментировать со звуком; побуждать детей к активным двигательно-ритмичным действиям и игре на шумовых инструментах.
Структура: детям предлагают рассмотреть клоунов, назвать основные цвета, подобрать в соответствие с одеждой им шапочки, бантики, мячики; затем дети определять, как звучат клоуны, у кого громче всех шумит, у кого тихо; дети выполняют игру на шумовых инструментах и выполняют двигательно-ритмические движения.
«Волшебные цветочки»
Цель: формировать представления о величине и цвете, умении группировать предметы, подбирать пары по цвету, по размеру; расширять кругозор, дать представления о растениях, насекомых; развивать активный словарь.
Структура: дети рассматривают цветы, называют цвет, подбирают серединки к цветам (такого же цвета или другого, например, на красный цветок положить желтую серединку, на синий – красную и т. д., прячут на цветах насекомых, закрепляют их названия (на синем цветке спряталась синяя бабочка и т. д., подбирают пары (большая и маленькая пчела, большая и маленькая бабочка и т. д.).
«Занимательное ведерко»
Цель: развивать мелкую моторику рук; формирование представлений о цвете, форме, учить проталкивать в отверстие и вынимать из него шнурок; подбирать, надевать, закручивать и раскручивать крышки; закрепить в речи названия основных цветов.
Структура: детям предлагается красивое ведерко, они его рассматривают, называют, что на нем есть, подбирают к цветочкам серединки такого же цвета или контрастного, закручивают крышки, откручивают, группируют крышки по цветам, находят одинакового цвета; подбирают крышку к ведру, называют цвет, форму, размер, продевают шнурок в отверстия крышки и протягивают его (шнурки могут быть такого цвета, как и крышка или контрастного).
«Петух и курица»
Цель: развитие моторики рук, закрепление основных цветов; умение группировать предметы по цвету, размеру; развитие активной речи, словаря.
Структура: дети называют домашних птиц, подбирают части тела (хвосты, лапки, крылья, гребешки по размеру, называют цвета; рассказывают про них потешки.
«Собери цветок»
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить расстегивать и застегивать пуговицы, прищепки; группировать предметы по цвету; закрепить понятие – круг; развивать активный словарь, внимание, усидчивость, терпение.
Структура: детям предлагают собрать цветок, подобрать по цвету пуговиц лепестки; затем посадить бабочек на лепестки.
«Чудо-дерево»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, учить застегивать, отстегивать, надевать предметы, группировать их по цветам; закрепить названия основных цветов; развивать умения ориентироваться в пространстве; развитие активного словаря; формирование терпения, усидчивости, внимания.
Структура: дети рассматривают дерево, учатся пристегивать и отстегивать цветы, бабочки, фрукты к дереву (крючки, кнопки, прищепки, прилепляют грибы, животных с помощью липучки.