Нина Роговкина
Методика подготовки фольклорного праздника в детском образовательном учреждении (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время возрождается интерес к культурному прошлому нашей страны, к русским народным традициям, праздникам. Очень важно поддерживать этот интерес с детства, когда происходит формирование нравственного облика человека, его характера. Большая роль в этом принадлежит учителям и воспитателям. Многие дети большую часть дня проводят в детских образовательных учреждениях – поэтому на педагогах лежит огромная ответственность за то, какими они вырастут. Педагоги сами должны обладать знаниями о культуре нашей страны, ее традициях, праздниках и уметь передавать эти знания детям, формировать у них бережное и уважительное отношение к русской народной культуре и традициям. Фольклорные праздники украшают наш быт. Они играют огромную роль в художественно-эстетическом воспитании детей. Приобщение детей к русской культурной традиции способствует их духовному и интеллектуальному развитию.
Публикация «Методика подготовки фольклорного праздника в детском образовательном учреждении (из опыта работы)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Перед тем как провести фольклорный праздник в детском образовательном учреждении, надо проделать большую подготовительную работу – познакомить детей с русскими народными песнями, играми, обычаями.
Перед разучиванием любой песни на музыкальном занятии обязательно проводится распевание. С детьми дошкольного возраста лучше всего проводить распевание на попевках. Попевки – это маленькие песенки, потешки, считалки, прибаутки, которые не только подготавливают голосовой аппарат к работе над песнями, но и развивают вокально-хоровые навыки. Можно использовать такие русские народные потешки как «Андрей-воробей», «Кошкин дом», «Бабка-Ежка», «Скок, скок, поскок», «У кота Воркота» и другие. Попевки позволяют провести распевание в игровой форме и сделать его более интересным для детей. Они дают возможность работать над чистотой интонации, дикцией, выразительным исполнением, и кроме того способствуют приобщению детей к русскому народному творчеству.
При распевании можно использовать также музыкальные скороговорки – русские народные скороговорки, положенные на музыку, – «От топота копыт», «На горе, на пригорке», «По бревну бобры бредут» и другие. Пение музыкальных скороговорок очень полезно для развития дикции и точной интонации.
К празднику Масленица можно разучить с детьми русскую народную песню «Блины» в обработке А. Абрамского. Припев этой песни очень простой, его могут подпевать даже дети из младшей группы:
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Если праздник проводится для всего детского сада, то во время исполнения этой песни детей лучше собрать в несколько хороводов с общим центром (в середине – хоровод малышей). Перед разучиванием песни надо объяснить детям значение непонятных для них слов – например, «квашня».
Для уходящей Зимы на этом празднике дети могут исполнить русскую народную песню «Как на тоненький ледок» в обработке Т. Попатенко. Получится интереснее, если это будет не просто пение, а еще и инсценирование песни.
С детьми подготовительной группы можно работать и над более сложными песнями – например, «Во кузнице». Это песня веселого, задорного характера, исполняется в подвижном темпе. Во время исполнения этой песни дети могут подыгрывать себе на деревянных ложках. Можно поставить детей парами (мальчик – девочка, врассыпную: девочки поют, а мальчики играют на ложках. Если девочки поют тихо, ложки их заглушают – мальчики могут и петь, и играть на ложках.
При знакомстве с песней «Во кузнице» надо рассказать детям о кузнецах, кузнице: «Раньше в деревне не было тракторов, комбайнов. Все хозяйственные работы делали с помощью лошадей. А лошадей обязательно надо было подковать. И делали это кузнецы. Они всегда пользовались в деревне очень большим уважением. К ним обращались, когда надо было выковать новый или починить старый плуг, серп, сделать ухват, кочергу – все, что необходимо было в хозяйстве. То место, где они работали, называлось – кузница».
Очень большое значение на фольклорном празднике имеют русские народные игры. Играя, ребенок удовлетворяет свои естественные «потребности и желания разнообразно двигаться : бегать, топать, хлопать, со смехом падать из положения сидя на корточках, перекатываясь с боку на бок, подражать в своих движениях животным и птицам и т. д.» [1]. В книге известного петербургского педагога Г. П. Федоровой «Игра – путь развития и воспитания малыша» приводятся примеры таких подвижных игр как «Катилося яблоко», «Гуси-гусаки», «Селезень и уточка», «Заинька-горностаинька», «Заря-заряница» и др. [1]. Детям очень нравятся русские народные игры с пением – «Как у дядюшки Трифона», «Заинька, серенький», «Бабка-Ежка», «Змея», «У медведя во бору» и другие. Игры способствуют развитию речи, памяти, творческих способностей детей. Они украшают праздник и, кроме того, снимают излишнее эмоциональное напряжение, которое может возникнуть у детей, если на празднике присутствует много взрослых гостей.
Большую роль на празднике играет и то, как одеты дети. Например, лента – это русский народный девичий головной убор; кокошник – головной убор взрослой женщины. Но иногда на фольклорном празднике в детском образовательном учреждении можно видеть обратную картину – девочек наряжают в кокошники, а взрослые женщины повязывают вокруг головы ленты. Некоторые педагоги и родители могут не знать таких особенностей русского народного костюма – следует обратить на это их внимание.
При подготовке к фольклорным праздникам необходимо уделить время и работе с взрослыми артистами. От них во многом зависит атмосфера праздника. Для праздника Масленица это могут быть скоморохи, Зима, Весна.
Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей и развития детей. Народное искусство остается наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека. Приобщение к традициям своего народа имеет очень большое воспитательное значение.
Литература
1. Федорова Г. П. Игра – путь воспитания и развития малыша. – СПб. : Паритет, 2007.– 80 с.
2. Ганенко Т. Б. Распевание в младшей и старшей группах детского хора. Методическая разработка для студентов очной (заочной) формы обучения. – СПб. : ЛОККиИ, 2007. – 11с.
3. Погребинская М. М. Музыкальные скороговорки. – СПб. : КомпозиторСанкт-Петербург, 2007. – 80с.
4. Идет коза рогатая… Русские народные песни для детей в легком переложении для голоса с фортепиано. – СПб. : КомпозиторСанкт-Петербург, 2007. – 52с.
5. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6 - 7 лет. / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1988. – 143 с.