Елена Минаева
Из опыта работы. Создание здоровьесберегающей среды в группе старшего дошкольного возраста
Из опыта работы. Создание здоровьесберегающей среды в группе старшего дошкольного возраста
Создание здоровьесберегающей среды - это создание условий для выполнения системы оздоровительных, образовательных, профилактических и коррекционных, мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и привитие ему здорового образа жизни.
В ДОУ разработана программа «Здоровый малыш» (здоровьесберегающая программа, которая основана на положении примерной образовательной программы «Детство», для обеспечения непрерывного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и созданию предпосылок для успешной подготовки детей к будущему школьному обучению.
Публикация «Из опыта работы, Создание здоровьесберегающей среды в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Темочки
Целеполагающим компонентом программы является проведение мониторинга состояния работы по сохранению здоровья детей, анализ условий ДОУ, изучение современных нормативных документов по здоровьесбережению, изучение и внедрение инноваций, проектирование модели целостной системы физкультурно-оздоровительной работы.
Технология сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг - проведение системы специальных упражнений на повышение гибкости суставов и эластичности мышц. Соблюдаются правила: наличие спортивной формы, разминка перед стретчингом (бег, включение упражнений на растягивание, профилактику осанки, плоскостопия («Зернышко», «Дуб», «Тянемся к солнышку», «По дорожке»)
Динамические паузы - используются для снятия утомляемости, усталости, эмоционального напряжения. В комплексы включаются игровые элементы, танцевальные упражнения. В коррекционной работе для детей с речевыми нарушениями подбираю комплексы на активизацию словаря. Имеют место развлекательные, релаксационные, коммуникативные, профилактические и развивающие паузы. Использую ИКТ в подаче материала.
Игры подвижные и спортивные - игры используются для укрепления здоровья и физического развития. Игры проводятся 2-3 раза в день, с равномерным распределением нагрузки. Подбор игр осуществляю с разной степенью подвижности в зависимости от деятельности детей.
Релаксация - используется для глубокого расслабления мышц и снятия психического напряжения. Игровой комплекс содержит 3-4 упражнения под музыкальное сопровождение или звуки природы. Применение комплекса зависит от необходимости отдохнуть. («Воздушный шарик», «Полет высоко в небо», «Необычная радуга».
Гимнастика бодрящая - упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам, легкий бег (летом босиком на улице).
Пальчиковая гимнастика - направлена на развитие мелкой моторики рук. Её использование развивает речь, улучшает работу головного мозга, развивает психические процессы. Игры проводятся в любой отрезок времени, тематическое направление связано с лексической темой в сочетании с стихами («Апельсин», «Помощники», «Пчела» и др.)
Гимнастика для глаз - применение офтальмологических упражнений влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом. Используются разные виды упражнений рисование глазами, применение художественного слова, методические плакаты, предметы, ИКТ (специальные программы).
Дыхательная гимнастика - коррекционная работа заключается в подборе упражнений для правильного речевого дыхания с целью укрепления мышц органов брюшной полости, стимулирования верхних дыхательных путей («Насосики», «Надуваем шарики», «Хорошо» и др.). Используются упражнения на сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек, задувание свечки и др. Работаю по методике Стрельниковой в сочетании физических и дыхательных упражнений обращается внимание на характер и качество вдохов и выдохов.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика - направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Занятия проводятся традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тематические, интегрированные, оздоровительные, игры-соревнования. Используются тренажеры, спортивные комплексы, элементы ритмики.
Проблемно-игровые - используются в системе валеологического воспитания в формировании представлений о здоровом образе жизни. Внедрение нетрадиционных методов и приемов повышает интерес к получению валеологических знаний, расширяет представление о том, как нужно заботиться о себе, о своем здоровье.
Занятия из серии «Здоровье» - занятия проводятся в совместной образовательной деятельности, в качестве познавательного общения, 1 раз в неделю, планируется планом работы.
Коммуникативные игры - используются этюды, беседы, игры, занятия лепкой, рисованием, конструированием. Занятия строятся по определенной схеме методом интеграции в образовательную деятельность. Проводятся 1-2 раза в неделю
Коррекционно-арттерапевтические технологии
Артикуляционная гимнастика - направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Подбор упражнений осуществляется с учетом рекомендаций логопеда: упражнения на формирование общей артикуляционной моторики, упражнений на постановку шипящих, свистящих, сонорных звуков.
Сказкотерапия - помогает решить сложную задачу – устранение внутренней дисгармонии ребёнка. Используется рассказ взрослого, групповое рассказывание, чтение авторских сказок, кукольный театр, ролевые игры, сочинительство, обсуждение сказок, постановка мини-спектаклей. Виды сказок: дидактические, художественные, диагностические, профилактические, медиативные. В работе с детьми имеющие речевые нарушения используются для развития речевой функции.
Технология музыкального воздействия - используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя. Применяется на занятиях, в совместной образовательной деятельности, перед сном, в релаксации.