Любовь Булгакова
Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Публикация «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству» размещена в разделах
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
МДОУ «Детский сад «Радуга» работает по программе «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Согласно программе, в рамках ознакомления детей с народным и декоративно-прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей младшей группы:
Цель:. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Задачи:
- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно- эстетические способности;
- развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведения изобразительного искусства;
- приобщать детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание, произведений искусства;
- формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусств.
Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, в результате которого дети усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Создать условия для активации творческого мышления детей.
В младшей группе «Ручеёк» дети учатся рисовать мазки, точки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями.
В работе с детьми широко использую такие формы, как:
– рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;
– рассматривание иллюстраций, фотографий;
– проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы декоративно-прикладного искусства побуждают эмоционального дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных изделиях;
– продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла).
В свободной деятельности используются серии альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).
В группе создан уголок «Народная игрушка», целями деятельности которого являются: приобщение детей к миру искусства, знакомство с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, матрешка, развитие художественного вкуса, предоставление условий для самостоятельной творческой деятельности, совместных дидактических игр.
В уголке также размещены:
-иллюстративный материал,
- Дидактические игры по ознакомлению с дымковской игрушкой:
-«Сложи узор» ( цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма, развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу);
-«Найди дымковскую игрушку» ( цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма, развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).
В группе создан голок русского быта. Мини-музеи: «Русская изба»,
Мною реализуется мини-проект по художественно-эстетическому воспитанию детей младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой», позволяющий приблизить детей к народному искусству.
Цель проекта: Развитие эстетического восприятия детей через приобщение к декоративной деятельности, умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).
По результатам диагностики на первое полугодие вышли 2 (50%, что соответствует возрастным особенностям.
Большое внимание уделяется работе с родителями :
- консультации «Ознакомление с дымковской игрушкой», «Народная игрушка в жизни дошкольника»
- мастер класс для родителей «Изготовление дымковской игрушки из солёного теста»
В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.