Устинова Людмила
Консультация «Из опыта работы с одаренными и способными к техническому творчеству учащимися»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы с одаренными и способными к техническому творчеству учащимися.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Публикация «Консультация „Из опыта работы с одаренными и способными к техническому творчеству учащимися“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача педагога правильно построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Обладая научными знаниями об их индивидуальных особенностях учащихся, учитель начальных классов может помочь детям раскрыть свои таланты и способности. Моя тема самообразования «Работа с одаренными и способными детьми» помогла моим ученикам достичь положительных результатов в разных направлениях детского творчества, в том числе в техническом творчестве, моделировании. На начальном этапе, в 1 году обучения, я использую определенные методики, которые позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, выявить его способности к техническому творчеству, к научной (интеллектуальной) деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся 4 – Б класса 2017-2018 уч. год
№ Наименование кружков и секций Количество человек ФИО учителя
1 Мы - следопыты 12 Устинова Л. Т.
2 Занимательный английский язык 20 Филиппова К. И.
3 Я - исследователь 15 Устинова Л. Т.
4 Вычислительный практикум 20 Устинова Л. Т.
6 Юный эколог 15 Заровняев П. Е.
7 Орфографический практикум 20 Устинова Л. Т.
8 Азбука добра 15 Петрова А. Ф
9 Культура народов России 20 Иванов М. А.
10 Мир творчества 15 Устинова Л. Т.
Такая работа с учащимися позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности и максимально возможного развития всех учащихся, для выполнения ими активной проектной и исследовательской деятельности учащихся 1 -4 классов, представлению своих работ и обучению их защите;
Я разработала и реализовала программу «Одаренные дети», мой план работы с одаренными и способными детьми состоит из таких ключевых моментов как: предметные недели, участие в конкурсе фантастических проектов для начальных классов (темы проектов разнообразные, дистанционные олимпиады и различные конкурсы.
Отдельно в плане работы хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах: школьного, районного, всероссийского и международного уровней. Победа в любой олимпиаде – это показатель детской одаренности. Поэтому, дети моего класса с удовольствием участвуют в них.
Результаты участия обучающихся, в мероприятиях различного вида, фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.
Администрация школы отмечает детей грамотами, дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио. По портфолио легко отследить уровень ученика.
Хочу добавить, что успех и одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и от среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги Депутатской СОШ. Мы – учителя, стараемся развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, могут определять уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое.
2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.
На этом этапе учителя могут осуществлять сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучать специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.
3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей :
проведение развивающей работы с ребенком в кружке, в учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей : открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. Руководитель школы заключает договоры о сотрудничестве образовательного учреждения и ДШИ, ДК «Металлург», ДЮСШ. При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции школьного и дополнительного образования.
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка.
На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят диагностику успешности развития одаренности ребенка. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка : выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».
Я руководствуюсь дорожной картой «Развитие интеллектуальной одаренности учащихся».
Дорожная карта
«Развитие интеллектуальной одаренности учащихся».
Цель: создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития интеллектуально одаренных учащихся, повышения результативности их участия в школьном, региональном, всероссийском турах предметных олимпиад школьников, в выставках различной направленности, интеллектуальных конкурсах детского технического творчества, НПК школьников.
1-ый этап (сентябрь-октябрь) «Мы теперь ученики»
Цель: создать условия для развития творческой личности
Задачи проведения:
1. Организация творческой работы учащихся по направлениям деятельности, подготовка к научно-исследовательской работе с учащимися.
2. Проведение школьного уровня олимпиад
3. Старт участия учащихся в районных, республиканских, дистанционных российских конкурсах, олимпиадах.
2-ой этап (ноябрь-январь) «Мы - ученики-искатели»
Цель: создание условий для научно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи проведения:
1. Организация участия учащихся в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровня
2. Участие в научно-практических конференциях школьного уровня.
3-ий этап (февраль-март) «Мы - эрудиты»
Цель: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Задача проведения:
1. Выявление и поддержка интеллектуально одаренных детей, участие в районных и республиканских олимпиадах.
2. Участие в школьном этапе научно-практической конференции «Мой фантастический проект».
4-ый этап (апрель – май) «Мы- интеллектуалы-исследователи»
Цель: создание условий для совместного творческого взаимодействия учащихся, педагогов.
Задачи проведения:
1. Представление результатов работы учащихся сообществу родителей, педагогов.
2. Выстраивание персонального рейтинга учащихся.
1. Основные направления деятельности.
1.1. Диагностическое обеспечение системы работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся МБОУ «Депутатская СОШ» :
-формирование банка данных интеллектуально одаренных учащихся.
№ Направление деятельности ответственные Сроки Прогнозируемый результат
1. Подготовка диагностических материалов по выявлению интеллектуально одаренных детей кл. рук-ль, учителя предметники сентябрь Формирование банка данных
2. Выявление интеллектуально одаренных учащихся :
-наблюдения в ходе уроков,
-организацию внеурочной работы,
-вовлечение в исследовательскую деятельность,
-проведение внеклассных мероприятий по предмету;
-различные виды тестирования.
Учителя-предметники
Классный рук-ль
Педагог сентябрь Сформирован банк данных
1.2. Информационное обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
-издание приказа о закреплении ответственных педагогов за подготовку учащихся к предметным олимпиадам школьников;
-Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад;
-Положение о проведении предметных недель;
-Положения об интеллектуальных конкурсах, викторинах, т. д. Директор школы, зам. по УВР, руководитель МО. сентябрь Подготовлен нормативно-правой пакет документов для организации работы по развитию интеллектуально одаренных детей
2. Формирование комплекта информационно-методических материалов по обеспечению
Системы работы с интеллектуально одаренными детьми (рекомендации, публикации, списки литературы и т. д) Предметники, библиотекарь Сентябрь, октябрь Подготовлен пакет документов
1.3. Организационно-методическое обеспечение
1. Проведение заседания МО по работе с одаренными детьми Руководитель МО Подготовка педколлектива к осуществлению системы работы с одаренными детьми
2. Подбор и накопление в школьной библиотеке литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей интернета. Библиотекарь, учителя- предметники Регулярно
3. Разработка банка данных предметных олимпиадных заданий. Учителя- предметники До 1 октября Наличие банка данных предметных олимпиадных заданий
4. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся. Учителя- предметники, классные руководители В течение года Пополнение банка данных интеллектуально одаренных учащихся
5. Изучение мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, об особенностях личностного развития ребенка. Кл. рук-ль, педагог- психолог В течение года, в конце учебного года
6. Организация индивидуальных занятий учителей- предметников с интеллектуально одаренным ребенком по подготовке к предметным олимпиадам. Учитель-предметник В течение года «Дорожная карта» составлена.
7. Организация участия интеллектуально одаренных учащихся в предметных олимпиадах. Учителя-предметники На муниципальный тур направить победителей школьного тура
8. Организация участия интеллектуально одаренных учащихся в различных предметных конкурсах Учителя-предметники В течение года
1.4. Основные формы внеурочной образовательной деятельности по развитию интеллектуальной одаренности учащихся
1. Предметные кружки Учителя-предметники В течение года Формирование творческих. познавательных способностей и навыков
2. Проведение научно-практической ученической конференции в рамках Недели начальных классов. Ноябрь-декабрь Возможность реализации интеллектуальной одаренности учащихся
3. Проведение предметных недель Повышение мотивации учеников в образовательной области, развитие творческих способностей
4. Проведение школьного тура предметных олимпиад Учителя-предметники Октябрь-декабрь Созданы условия для реализации интеллектуальной одаренности учащихся
5. Проведение интеллектуальных конкурсов, викторин. Учителя-предметники В течение года Создание условий для интеллектуальной одаренности учащихся
Банк одаренных детей
№ Фамилия, имя класс Способности
1 Федорова Елена Серафимовна 4-Б По уровню: высокие;
По личностной сфере: творческие;
По общности проявления: общие
(активность, критичность, быстрота,
внимание)
2 Петрин Мирослав Константинович 4-Б По уровню : высокие;
По личностной сфере: умственные;
По общности проявления: общие
(активность,критичность, быстрота, внимание)
3 Слепцова Флорентина Алексеевна 4-Б По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные;
По общности проявления: общие
(критичность,внимание)
4 Босиков Кирсан Семенович 4-б По уровню: высокие;
По личностной сфере: творческие
(нестандартное мышление и видение мира);
По общности проявления: общие
(активность, критичность, быстрота,
внимание);
Специальные (технические).
6. Соловьев Владимир Николаевич По уровню:средние;
По личностной сфере: творческие
(нестандартное мышление и видение мира);
По общности проявления: общие (активность,
критичность, внимание)
7. Протопопов Анатолий Афанасьевич 4-Б По уровню: средние;
По личностной сфере: техническое.
По общности проявления: общие
(активность, критичность, быстрота,
внимание).
8. Посельская Алена Федоровна 4-Б По уровню: высокие;
По личностной сфере: академические
(ярко выраженная способность учиться,
умственные (умение мыслить, анализируя,
сопоставляя факты).
По общности проявления: общие
(активность, критичность, быстрота,
внимание,
Беседа с родителями одаренных детей
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем. И. П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательная среда, необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души и в ответ можно будет увидеть любовь.