Юлия Тимофеева
Консультация «Личность педагога в работе с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми.
Тимофеева Ю. А.
Педагог-психолог
МБДОУ «Светлячок»
П. Чернянка Белгородской области
Каждый ребенок умен и талантлив по-своему.
Нет ни одного ребенка не способного, бездарного.
Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали
основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Личность педагога в работе с одаренными детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Аннотация: в данной статье рассмотрена роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей. И главное звено это – педагог, который дол жен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Ключевые слова: модерация; тьютор;педагог-фасилитатор.
Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, воспитываться по своей образовательной траектории. Развитие способностей детей интересует сегодня многих: и родителей, и педагогов. Задача взрослых - увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможность для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности. Одним из принципов стандарта дошкольного образования является принцип индивидуализации. Увеличение запросов общества на индивидуальный подход к детям, имеющим те или иные признаки одаренности,на современном этапе развития общества, выдвигает перед сотрудниками детского сада повышенные требования к организации здоровьесберегающей и предметно-развивающей среды.
В свою очередь деятельность педагогов ДОУ связана :
- с оказанием помощи одаренным детям дошкольного возраста в социализации;
- воспитанием одаренных детей на основе формирования у них систем духовных, нравственных ценностей и патриотических чувств;
- осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода в процессе развития, воспитания и обучения одаренных детей;
- использованием информационных технологий.
При этом часто от педагогов требуется нестандартный подход к решению многих методических, психолого-педагогических проблем связанных с работой с одаренным ребенком. Естественно, что в таких ситуациях большую роль играет компетентность педагога, знание им особенностей психологии одаренных детей. Личность педагога – один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные педагоги больше ориентируются на творчество, поощряют детей к принятию собственного решения. По мнению исследователей 50% практиков имеют только поверхностные представления о том, с какими проблемами сталкиваются одаренные дети. Самые распространенные из них: - Отсутствие интереса к учебе в школе; - Игровые интересы (одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны, которыми увлекаются сверстники); - Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; - Стремление к совершенству; - Часто одаренные дети становятся изгоями среди сверстников (вследствие изоляция, ребенок уходит в себя).
Безусловно, существуют особенности в работе с одаренными детьми. В обществе бытует мнение, что такие малыши не нуждаются в руководстве и контроле взрослого. На самом деле все совсем наоборот, дети обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети в ДОУ еще вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно раз вить, раскрыть новые горизонты таланта ребенка. Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходимы анализ и выявление механизмов, порождающих проблемы одаренных детей. Не стоит забывать о помощи ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, уважения к себе и окружающим). Так как только удовлетворение базовых инстинктов даст толчок к актуализации и поможет ребенку развить талант в нужном направлении, разовьет его любознательность, наблюдательность. Педагогам необходимо усилить внимание на поиск и развитие одаренных детей, так как раскрытый потенциал будет определять будущее нашей страны. Педагоги и родители должны помочь одаренному ребенку правильно построить взаимоотношения с окружающим миром, что позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Но в связи с воспитанием одаренных детей требует формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать требованиям меняющегося общества. Поэтому происходит расширение роли функций педагога, проявляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор,фасилитатор. Тьютор-наставник, посредник, человек который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая процесс работы с одаренными детьми. Модерация- это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействия в группе и отвечает за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми. Педагог-фасилитатор означает облегчать, содействовать, что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога. Соответственно все названные выше составляющие компетентности педагога и эффективной организации в образовательном учреждении позволяют сделать выводы, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время психолого - педагогическое сопровождение обучающихся выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а значит, у педагогов и родителей есть возможность воспитать гармоничного и всесторонне сумевшего себя реализовать ребенка. И в этом заинтересовано государство, В 1994 году была разработана целевая программа РФ «Дети России», в рамках которой был реализован проект создания энциклопедии «Одаренные дети России». В эту книгу занесены имена ребят, которые отличились в определенной сфере деятельности, и отмечены образовательные учреждения, которые создали условия для развития способностей детей. С гордостью можно сказать, что Россия богата талантами. Дети защищают честь страны и в этом им помогают родители и педагоги.
Список литературы:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Учеб. пособие для студентов ВУЗ-М. : Изд. центр «Академия»,2002.
2. Микляева Н. В. Развиваем способности дошкольников/Метод. пособие-М. :ТЦ Сфера,2010. 3. Строкова Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении / Одаренный ребенок. -2003- №6