Приложение МААМ

Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС

Светлана Садырина
Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время. На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к искажению и разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Ребенку – дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина или женщина. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки и модели поведения. Всё больше становится феминных мальчиков и маскулинных девочек.

Публикация «Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС» размещена в разделах

Во-вторых, в условиях образовательного пространства, девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму. Отсутствуют государственные программы гендерного образования.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. В обществе преобладают неполные семьи,следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей. Часто главенствующая роль принадлежит матери, а отец занимает пассивную позицию,что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Компоненты гендера :

• Когнитивный. Гендерное самосознание : «Я знаю, что я девочка/мальчик». Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.

• Эмоциональный. Гендерная идентичность : «Я чувствую себя девочкой/мальчиком». В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

• Поведенческий. Гендерные роли и особенности поведения: «Я веду себя как девочка/мальчик». В 5- 6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности.

Организация гендеронаправленной предметно-развивающей среды.

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы:

- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Участники гендерного воспитания.

Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Семья.

В соответствии с ФГОС родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Для повышения у родителей гендерной компетентности используются разнообразные формы и методы работы: анкетирование, практикумы («Играем с сыном», «Играем с дочкой», собрания («Мальчик и девочка - два разных мира», консультации («Игра – средство формирования устойчивогогендерного образа», создание совместного альбома родителей с ребенком «Игры, в которые мы любим играть», проекты, праздники. На сайте ДОУ, в разделе «Советы родителям» размещены конкретные рекомендации по воспитанию детей, учитывая их половую принадлежность.

Родители, видя, какая работа проводится с их детьми, сами предлагают помощь. Были организованы дифференцированные встречи с мамами и папами: «Папины уроки» и «Мамины уроки». Таким образом происходило закрепление полученных знаний на практике.

ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА "ФУТБИКИ"

Футбол с ранних лет воспитывает в мальчишках и девчонках стремление к высоким вершинам и упорство в их достижении. Учитывая эти особенности, в нашем детском саду был о организовано дошкольное отделение футбольной школы "Футбики". Разработанная система обучения футболу дошкольников футбольной школой позволяет заложить фундамент для широких возможностей в будущем:

Занятия футболом помогут детям полюбить заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, подготовится физически и психологически к школе, а может быть и к дальнейшей карьере будущего футболиста.

Тренировки проводит тренер-педагог и основатель школы "Футбики" - Слабко Павел Александрович.

Воспитанники детского клуба активно принимают участие в турнирах, дружеских матчах, соревнованиях, как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. Последнее соревнование прошло на стадионе "Заря".

Педагогический коллектив детского сада.

С целью эффективного решения образовательных задач с учетом гендерных особенностей детей с педагогами проанализирована научно-методическая литература по данной теме, проводилось просвещение на методических объединениях, педагогических советах, семинарах-практикумах. В итоге коллективом ДОУ выработаны стратегии обучения и воспитания однополых и разнополых групп. Воспитатели и специалисты учитывают разные потребности детей и особенности их развития при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек.

Педагоги используют дифференцированный подход, который в полной мере осуществляется при организации непосредственно образовательной деятельности. Как, пример, занятия по физической культуре различаются по способам организации, по подбору упражнений, в дозировке, по времени, в требованиях к качеству выполнения заданий, в оценке деятельности, распределении ролей в подвижных играх. Акцентируется внимание детей на мужские и женские виды спорта, проводятся разные тематические игры с подгруппам детей («Отважные пожарные», «Охотники», «Разведчики», «Строители»; «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин»). В детском саду организованы кружки для девочек и технические мастерские для мальчиков.

Психолог ДОУ реализует авторскую программу для дошкольников «Я личность!». Для осознания своей гендерной идентичности и воспитания культуры общения с детьми противоположного пола в различных ситуациях разработаны занятия на тему: «Кто Я? Я познаю себя», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы» и др.

В 2016 г. нашим коллективом издано методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» (под редакцией О. И. Артюковой, где описывается вся система работы по данному направлению.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа Моршанский район Тамбовская область.

Отчет об использовании современных образовательных технологий согласно ФГОС до в воспитательно-образовательном процессе Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности дошкольника. Свою основную цель мы видим в обеспечении.

План самообразования по использованию ИКТ в воспитательно — образовательном процессе ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» План по самообразованию:.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательном - образовательном процессе ДОУ». Актуальность использования.

Проект «Интеграция информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» СЛАЙД 1 На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО применение информационно – коммуникационных технологий.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к здоровьесбережению детей в образовательном процессе детского сада Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к здоровьесбережению детей в образовательном процессе детского сада. Автор: воспитатель.

Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство» Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ДО по программе «Детство».МБДОУ д/с №18 «Колосок» Воспитатель:.

Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательно-образовательном процессе «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе» Моя тема по самообразованию за 2012-2013гг: «Взаимодействия ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных.

Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОУ 08.08.2018 Свыше 10 лет назад специалисты ЮНЕСКО и ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ исследовали проблему жизнеспособности различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 21:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Садырина (УИ 526074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД