Галина Орехова
Из опыта работы «Проекты — победители конкурсов воспитанников старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «Из опыта работы „Проекты — победители конкурсов воспитанников старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
И я поставила целью своего самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Для более эффективной работы :
• Создала условия в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
(разные виды материалов, предметов, все, с чем можно экспериментировать)
• Расширяла знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности, во время наблюдений, прогулок, игр, НОД.
(Сад – огород на окне)
• Формировала умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Во время зимнего периода мы с ребятами проводили экспериментирование с растениями, создали сад – огород на окошке подготовили цветы для высадки в вазоны, выращивали лук всю зиму.
Во время подготовки участка группы к летнему – оздоровительному периоду, мы с ребятами проводили экспериментирование с пластиковыми бутылками и создавали украшения для участка, дети принимали всегда активное участие, самое главное – это идея и создание условий для экспериментирования, и самостоятельность воспитанников.
Создавала условия для самостоятельного экспериментирования детей с водой (изменение формы, цвета); песком, дерево, метал.
Свою работу строила так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире
Старалась сформировать у детей познавательную активность, поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Так, же я хотела бы отметить работу с родителями воспитанников, они были активными помощниками и поддерживали все наши начинания с детьми. И я считаю, что проделанная мною работа дала положительные результаты.
И мы с моими воспитанниками приняли участие в Муниципальном этапе XII регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь» 2 года подряд. 2018году Махота Катя стала победителем с работой «Почему осенью листья опадают». Уважаемые коллеги, сегодня я хочу рассказать вам о проделанной работе. Катя выполняющая работу по данному проекту, очень любознательный и целеустремленный ребенок и она проявила интерес к процессу происходящему осенью с растениями, отсюда и появился проект :
Актуальность проблемы
Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий мир, в то время как мы дети ежедневно удивляемся и восхищаемся происходящим в природе.
Мне очень нравиться осень, с ее сказочной красотой и я однажды во время прогулке на участке группы, обратила особое внимание на осенние листочки их кружение и падение с дерева и мне захотелось больше узнать о осенних листьях, почему они желтеют и опадают. Галина Борисовна предложила мне провести исследования и узнать больше, о осенних листьях и изменениях происходящих с ними.
Я поставила перед собой цель: провести исследование листьев и узнать, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают с деревьев.
Гипотеза: листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время, т. к, деревья проживают свою изменяющуюся жизнь от сезона к сезону.
Задачи:
1. Выяснить значение листа в жизни растения.
2. Узнать, почему листья меняют свой цвет.
3. Установить причины листопада.
4. Изготовить аппликацию из осенних листьев.
Слайд № 1
Основная часть
1. Изучение строение листа.
Слайд № 2
2. Почему листья меняют цвет?
3. Мои исследования.
4. Как наступает листопад?
Слайд № 3
5. Мои исследования весной
Слайд № 4
6. Изготовление поделок и аппликации
Изготовление гербария
Слайд № 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследовательской работы, могу сделать вывод, что цель, которую я ставила – достигла. Я изучила, почему осенью листья с деревьев так легко опадают, и сравнил обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме:
1. Недостаток солнечного света
Хлорофилл разрушается, в листе не производится новый строительный материал, связи между клетками в черешке разрушаются. Образуется пробковый слой. Лист держится только на тонких трубочках.
2. Недостаток влаги
Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается. Это мешает правильной работе листа и жизнедеятельности дерева. Если бы дерево не сбросило листву, ему бы грозила засуха.
3. Избыток минеральных веществ
Лист утяжеляется и едва держится за ветку, ветер легко срывает его.
Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые могли бы его отравить.
В 2019 году воспитанники Мащенко Настя и Ефименко Артем стали призерами с работой «Вторая жизнь упаковки». Во время работы на участке с детьми, мы нашли использованную упаковку из под сока и ребята обратили внимание, что упаковка, пролежав в земле сохранилась. Настю и Артема проявили интерес и захотели узнать больше о упаковке, так появился проект «Вторая жизнь упаковки»