Приложение МААМ

Из опыта работы «Применение ИКТ в НОД по развитию речи»

Любовь Борисова
Из опыта работы «Применение ИКТ в НОД по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«Применение ИКТ в НОД по развитию речи»

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в организации непосредственной образовательной деятельности.

Публикация «Из опыта работы „Применение ИКТ в НОД по развитию речи“» размещена в разделах

Моим приоритетным направлением является развитие речи. Это направление я выбрала неслучайно, так как у многих детей, которые пришли к нам, была плохо развита речь. И поэтому, целью моей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.

Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя, для детей и в работе с родителями. С детьми ИКТ я использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий

Основная идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Поэтому главная цель моей работы это : развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

• изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

• обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

• использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

• создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя по развитию речи. Конструирование НОД с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я считаю, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала. Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Принцип наглядности.

Дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей. Создание занятия-презентации включает три этапа:

1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.

2. Отбор речевого и наглядного материала.

3. Техническое исполнение презентации.

Я считаю, что использование в занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Развитие речи включает в себя следующие направления работы :

* Звуковая культура речи.

* Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты. *Формирование лексико - грамматического строя речи.

* Развитие связной речи

Работу над звуковой культурой речи можно начинать с восприятия неречевых звуков, используя презентации: «Звуки дома», «Инструменты». Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие : «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т. д. Чтобы разнообразить и сделать интересной работу над звуковой культурой речи, можно использовать различные компьютерные игры. Например, такую игру, как: «Угадай, какой звук заблудился».

Следующее направление - это развитие фонематического восприятия и овладение элементами грамоты. Здесь можно использовать такие презентации, как: «Игры со звуками», «Учим азбуку», «Буква заблудилась» и др.

Формирование лексико-грамматических средств языка. Например, для создания презентации по формированию лексико - грамматических средств языка, используются картинки для развития мышления и речи дошкольников Т. А. Ткаченко. Рассмотрев картинку, дети отвечают на вопросы по содержанию данной картинки. Таким образом, они анализируют и рассуждают. Также, отвечая на некоторые вопросы, поставленные воспитателем, ребёнок может фантазировать, сочинять. По картинке можно также составлять предложения, используя опорные слова, из которых ребёнок должен составить грамматически правильное предложение. Развитие связной речи. При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов. Также использую различные игры для развития связной речи. Такие как: «Расскажи сказку». На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки. Также использую игру «Узнай сказку». Где дети по небольшим фрагментам из сказок, запечатлённых на картинках, отгадывают сказки. Игра «Найди недостающего героя сказки». На экране появляется картинка, на которой спрятан герой. Дети должны догадаться, какого героя не хватает на данной картинке. После того, как они отгадают, на пустом месте появляется недостающий герой. Использование физкультминуток. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме

Таким образом, можно сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать НОД, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала. Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечивает наглядность;

• привлекает большое количество дидактического материала.

• И в целом, способствует повышению качества образования.

Публикации по теме:

Из опыта работы по развитию мелкой моторикиИз опыта работы по развитию мелкой моторики «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Учёные установили закономерность: уровень развития.

Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы) «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе» Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От.

«Методы и приемы развития связной речи» (из опыта работы) Информация из опыта работы на тему: «Методы и приемы связной речи» Приемы обучения связной речи МБДОУ д/с-к/в № 3: 1. Используем беседы.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы) Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает.

Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр (из опыта работы) Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Система работы по экологическому развитию воспитателя с дошкольниками. Описание опыта работы воспитателя Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие человека.

Использование плоскостной лепки в развитии речи и мышления ребенка (из опыта работы) Плоскостная лепка– это тесная связь рисования и лепки. Только в ней ребенок уже не боится нарисовать неправильно, потому что на первых этапах.

Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы :описание словесных игр, методики обучения.

Использование игр в работе по развитию речи дошкольников (из опыта работы) Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Применение ИКТ в НОД по развитию речи»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 08:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Применение ИКТ в НОД по развитию речи»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Борисова (УИ 209721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД