Ася Даньшина
Из опыта работы «Предметы-заместители в детской игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение в игру предметов-заместителей – важнейшее условие формирования творческой игры. Кроме того, это делает игру более интересной, содержательной и увлекательной. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает то или иное значение.
Чопиев Аслан, 3г
Мальчик очень любит играть в «рыцарей». Он надевает шлем (корзинка для фруктов, берет в руки «саблю» (ножичек) в одну руку, в другую «щит» (крышка от большого контейнера). Наш доблестный «рыцарь» скачет на «коне» и сражается с невидимыми разбойниками. Постепенно к нему присоединяются другие мальчики, и разворачивается целая баталия. Затем «шлем» превращается в машину для перевозки «хлеба» (кубики). Ловко трансформируясь из «хлеба» в «кирпичи», кубики «едут» на стройку.
Публикация «Из опыта работы „Предметы-заместители в детской игре“» размещена в разделах
Еще больше Аслану нравится «лечить» куклу Машу. Он надел халатик и шапочку, и с очень серьезным видом осмотрел куклу. Затем очень бережно уложил куклу на кроватку. Я предполагаю, что, возможно, у Маши заболело горлышко. Тогда он взял палочку от мороженого, приложил ко рту куколки. Эту же палочку применил как градусник. Взял лоскуточек ткани, перебинтовал ей руку. Я спросила, чем же мы теперь будем лечить нашу Машу. Аслан подумал, дал ей «таблетку» (кружочек бумаги, взял карандаш и сделал ей укол. Я заметила, что кукла больно, и от имени куклы Маши попросила у «доктора» витаминку. Из пустой баночки Аслан вытащил воображаемую витаминку, дал кукле, затем сунул мне и себе. Я зажмурила от удовольствия глаза, почмокала губами, «очень вкусно». Далее процесс раздавания «витаминок» распространился на всех малышей. Малыши жмурили глазки, чмокали губами и благодарили «доктора».
Езынги Катя, 3 г
Катя активная, смышленая девочка. Постоянно возится с куколками: усыпляет, кормит, катает на коляске, причесывает, купает. Усыпляя куклу, убаюкивает ее. Во время кормления взяла тарелочку, помешала ее карандашом, подула. На мой вопрос ответила, что каша горячая. Во время кормления я замечаю, что кукла Даша «испачкалась». Протягиваю ей листочек бумаги. Она вытерла ротик кукле. Затем Катя решила искупать куклу. Я принесла ей тазик. Девочка Лиза налила воображаемой воды из кубика («ковшик», а Катя начала мыть куклу. Намылила ей голову «мылом» (кубик, натерла ей тело «мочалкой» (лоскуток ткани, обтерла ее другим лоскутком («полотенце»). После купания девочки решили прогуляться по «парку». Катя подошла к играющим в «гараж» мальчикам и взяла конус, положила в сумочку. На мой вопрос ответила, что ее Маша после прогулки будет есть мороженое. Я спросила, а может, кукла захочет еще и вкусное печенье. Катя подумала, взяла со стола большую коричневую пуговицу и сказала, что это шоколадное печенье.
В нашей группе дети часто используют предметы-заместители в своих играх. Карандаши, палочки, лоскутки, строительный материал, шишки, орехи, полоски бумаги, пуговицы, коробочки дети с удовольствием вводят в игру, с моей помощью и самостоятельно придумывая и разыгрывая сюжеты. Замещение в игре реалистичных игрушек различными предметами стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения, развивает творческое воображение, фантазию, речь. Особое значение имеет участие самого ребенка, задача же взрослого - вызвать интерес к игре, постепенно усложняя игровые задачи, заложить основу настоящей сюжетно-ролевой игры.