Татьяна Басова
«Предметы-заместители в детской игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.
В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру».
В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как: хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.
Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши: «Что ты приготовила?». Она ответила : «Готовлю обед».
Публикация «„Предметы-заместители в детской игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Маша показывала разные предметы, которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители. Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.
Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.
В последующие дни девочки поменялись ролями.
Аня готовила обед, а Маша кушала.
Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.
Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.
Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.
Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов) и компот.
С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.
И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила: «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили: «спасибо».
Марк 3 года 3 мес.
Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями. Марку было нужна моя помощь.
Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала: «Что ты везешь по железной дороге?» Показывая на разные предметы, которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.
Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.
Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители. Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.
Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.
Вывод:
Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.
Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители, развивают воображение, речь, мышление и фантазию.