Евгения Скоморохова
Из опыта работы по образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»
▼ Скачать +Заказ
Уважаемые педагоги, коллеги!
Хочу поделиться с Вами опытом работы по программе Мозаика.
Когда после декретного отпуска я вернулась работать в детский, я узнала, как много нового, современного появилось в работе воспитателя! Как творческий потенциал педагога стало возможным воплотить в своей работе.
Публикация «Из опыта работы по образовательной программе дошкольного образования „Мозаика“» размещена в разделах
Нашей второй младшей группе предложили работать по программе Мозаика. Внимательно изучив концепцию программы, у меня возникло много вопросов, сомнений. Но, как Вы знаете, глаза боятся - а руки делают.
На мой взгляд, главная цель Мозаики - плановая свобода выбора детей. Поясню, продуманное систематизированное планирование работы по всем направлениям деятельности с целью осознанного желания ребёнка играть в планы воспитателя.
Непривычная форма планирования своей рабочей недели. Но когда продумываешь и систематизируешь работу на неделю по всем видам деятельности и все твои задумки перед глазами на одном развороте тетради, то не сложно все виды деятельности объединять, усложнять в соответствии с темой недели. Получается, как в специализированной школе – полное погружение в тему.
Как и в любой работе с малышами, для воспитателя первоочередная задача научить деток, дружбе, общению. Трудно переоценить такую находку как Приветствие. Мы его начали проводить утром, перед завтраком. Назвали чемоданчик Настроения. Подготовили яркие смайлики с 3 настроениями: улыбка (хорошее, грустное (плохое) и О-о-о-о (хочу рассказать). Дети выбирали смайлик в соответствии со своим внутренним состоянием. И каждый 2-3 фразами рассказывал почему выбрал именно этот смайлик. Сам процесс выбора малышам очень нравился, но главная цель -рассказать о своем настроении или новости - оказалась сложной. По разным причинам (стеснение, боязнь выступать перед аудиторией, особенности речи) ребята чаще молчали и слушали 2-3 наиболее смелых. Но раз за разом мы доброжелательно и настойчиво продолжали эту форму работы, и через пару месяцев разговорились все дети. Получается у всех по-разному, но они перестали стесняться и бояться монолога.
Это так радостно и приятно видеть своих малышей раскрепощенными! Словарный запас постоянно пополняется, дикция улучшается, 3-4 предложения формируются в связный рассказ. Сейчас ребята сами предлагают открыть чемоданчик Настроения.
Второй находкой в работе по программе Мозаика стал Утренний сбор. Концепция такова: планируете тему и все виды деятельности в течении дня проходят в этой тематике. Например, к 12 апреля мы подготовили Утренний сбор по теме День Космонавтики. И весь день ребята конструировали космический корабль из щётки и крышечек от пластиковых бутылок; делали аппликацию планет, ракет и космонавтов; рисовали, лепили, рассматривали книги с яркими фото космоса; играли в космический корабль (палатка-это ракета, пустые тюбики зубной пасты - космическая еда, мотоциклетные шлемы - шлемы космонавтов, а клавиатура компьютера- пульт управления космического корабля). Из кубиков выложили кабину управления ракетой. Нажимали воображаемые кнопки, передвигали рычаги скоростей и выходили в открытый космос – парили по группе раскинув руки в стороны на страховке – скакалке. Ну, и как же без космической музыки? Конечно же, песенки создал нам нужное настроение. Особенно понравилась ребятам песня группы Земляне Трава у дома. Дети от души танцевали под неё. Получился очень эмоциональный и познавательный день!
Конечно, проведение Утреннего сбора требует большой подготовительной работы. Но когда этот вид деятельности проходит разнообразно, содержательно и успешно воспитатель и дети получают эмоциональный контакт, сближение и новый уровень доверия и взаимопонимания.
Еще хочу отметить… В планировании работы на неделю по программе Мозаика есть строка Незапланированное событие. Что это?. А это оказался самый интересный момент дня! Педагог думает, как интересно организовать день детей, пишет план работы, готовится… И вдруг…
Однажды готовились ребята к дневному отдыху. Предлагаю лечь на бок. А одна девчушка спрашивает: На какой? Их же два. Ах, какая молодец! Говорю: А ведь Дарья права! Давайте вместе и решим на какой правильно надо лечь!
И вместо сказки рассказала ребятам о сердце. Мы прикладывали ладошку к месту, где находится наш главный моторчик – сердечко. Дети замирали, старались не дышать, чтобы услышать и почувствовать под ладошкой удары сердечка.
А на следующий день одна мамочка спросила: В садике изучают анатомию? Я очень удивилась вопросу. А она пояснила: Вчера вечером Богдан всех учил слушать стуки сердца. Что это главный наш моторчик и что бьё тся оно по-разному: тише- когда сидишь, быстро- когда бежишь… Всё, о чём мы накануне говорили.
Разве запланируешь подобные вопросы и ситуации? И почти каждый день эти любознательные малыши удивляют своим знакомством с миром и жизнью. Благодаря их Как, Почему? и Что? ребята теперь знают что в кефире есть кальций – кирпичики для наших косточек, а в яблоке железо – щит от вредных микробов….
Иногда в 4 строках плана на неделю не вместить все незапланированные ситуации. И это замечательно! Значит, детям интересно в детском саду, интересно с вами, интересно жить!
Уважаемые педагоги! В рамках работы по программе Мозаика у воспитателя больше возможностей в реализации педагогических и воспитательных целей, в формировании многогранных качеств ребёнка как личности.