Светлана Пигина
Из опыта работы по изучению народных традиций родного края на примере экспозиции «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время усиливается тенденция возрождения наций, народов, национальных традиций.
Одним из главных направлений нашей воспитательной практики является многообразная работа по краеведению. Каждый человек рано или поздно приходит к осознанию себя частью некоторой целостности, не только социальной, но и целостности исторической: семьи, дома, родного края, страны.
Публикация «Из опыта работы по изучению народных традиций родного края на примере экспозиции „Русская изба“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Русская изба
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Изучение родного края, его культуры, традиций способствует духовно – нравственному воспитанию, дает возможность приобщиться к поисково-исследовательской работе.
И в этом огромную роль играют музеи, где именно средствами краеведения можно научить детей погружаться в островки национальной культуры, особенности быта родного края, принять деятельное участие в сохранении старины. Краеведческая деятельность – это комплексное средство всестороннего развития личности. Работа по краеведению направлена на приобщение воспитанников к народной культуре через музейную деятельность.
Нами было принято решение создать в детском доме экспозицию «Русская изба», которая открыла бы детям удивительный мир старины: тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, на полу домотканые половички. На окнах старинные выбитые занавески, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки. Здесь же прялки и ткацкий станок, коромысла, утюги, крынки, туески. Самые любимые и интересные уроки о внутреннем мире избы. Красный угол, бабий кут, предметы крестьянского обихода… Дети могут не только увидеть, но и потрогать руками старинные вещи.
Оформление экспозиции «Русская изба» вызвало большой интерес не только у детей, но и у многих педагогов, так как крестьянский дом - это особое явление народной культуры. Он всегда служит защитой человеку от сил природы, олицетворяя вещий мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями. Иногда предметы быта превращались в символические вещи.
На занятиях дети знакомятся с утварью и убранством русской избы, пополняют интерьер крестьянского помещения старинными предметами быта. Всё, что попадает в «русскую избу», тщательно изучается, описывается. Но самое интересное - ребята учатся пользоваться прялкой, веретеном, кухонной утварью. Качая колыбель, ставя ухватом чугун в печь, кажется, что дети играют, но эта игра помогает не оборвать нить, связующую времена и поколения.
Мы с ребятами стараемся узнать как можно больше о традициях русского народа, о старинных обрядах и праздниках, предметах деревенского быта, не пропускали случая, чтобы посмотреть фильм, передачу о старине по телевизору, перечитали множество книг, журналов и газетных публикаций. Особое внимание уделяем встречам со старожилами, чтобы из первых уст услышать о том, как жили наши предки.
Придерживаясь принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», проводим совместно с коллегами на базе экспозиции внеклассные мероприятия – экскурсии, классные часы, беседы, русские народные праздники. Здесь же проходил межрайонный семинар по краеведению для педагогов интернатных учреждений. Нами разработана и апробирована авторская программа фольклорно-краеведческого кружка «Родные истоки». Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам экспозиции «Русская изба», и позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом, что так стараются заменить сегодня западной культурой различные средства массовой информации.
Цели программы:
• Формирование у воспитанников патриотических чувств, представлений об истории и традициях русского народа своего края;
• знакомство с народной культурой.
Задачи:
- углубить знания детей об истории родного края;
- познакомить детей предметами быта, орудиями труда, с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь воспитанников к сбору экспонатов.
Направление деятельности кружка:
- пополнение фонда экспозиции путем налаживания контактов с жителями села;
- проводить сбор необходимых материалов для экспозиции;
- изучение собранных экспонатов, их хранение;
- организация выставок;
- проведение экскурсий для воспитанников, педагогов и других гостей детского дома.
Срок реализации программы – 1 год
Ожидаемые результаты
• дети познакомятся с историей Мошинского края, архитектурными памятниками;
• узнают историю народных праздников;
• научатся работать с научной и энциклопедической литературой, ресурсами сети Интернет;
• познакомятся с правилами хранения экспонатов;
• смогут проводить экскурсии по музею и будут иметь полное представление о русском крестьянском доме.
Главными задачами были и остаются создание условий для развития русской национальной культуры, сохранения традиций, уклада жизни и быта нашего народа.
Работа по изучению истории и культуры родного края способствует развитию навыков работать в коллективе, умения творчески мыслить, принимать самостоятельные решения; вести беседу.
В совместной деятельности дети приобрели социальный опыт, усвоили правила общения, стали более толерантны. Они теперь понимают, что история - это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
Мы считаем, что направление, выбранное нами для работы с воспитанниками, учит любить родной край, свою малую родину, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу малой родины, способствует сохранению традиций.
Народная культура является одним из средств воспитания, имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции и может служить средством приобщения детей и подростков к народным традициям.
К сожалению, большинство современных школьников не умеют организовать своё свободное время, не знают коллективных игр и занятий, а народная педагогика способствует сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта. Естественная среда обитания, наполненная музыкально-поэтическим и устным фольклором, обрядово-игровыми действиями, праздниками, обычаями и правилами, создает условия для усвоения культурных традиций и побуждает к активным действиям. Причастность к общему делу, тёплые семейные узы, соборность помогают воспитывать у ребят дружелюбие, доброту, заботу, любовь.
В практике работу по воспитанию с использованием элементов народной культуры мы реализуем через:
• изучение народного искусства, фольклора;
• знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
• знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием, народным творчеством, традициями и обычаями, культурой малой родины.
Нами разработаны образовательные краеведческие занятия, экскурсии на основе регионального содержания с учётом возрастных особенностей детской аудитории, для которой характерны острота восприятия, преобладание наглядно-образной памяти, повышенная эмоциональность, способность к воображению и фантазии, большая потребность в движении.
Воспитательная система направлена на формирование патриотизма, на духовно – нравственное и творческое развитие личности.
Процесс воспитания строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм : экскурсии, походы, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами.
Мы считаем, что направление, выбранное нами для работы с воспитанниками, учит любить родной край, свою малую родину, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, способствует сохранению традиций.