Ольга Малышева
Из опыта работы по гендерному воспитанию в старшей группе детского сада
Из опыта работы по гендерному воспитанию в старшей группе детского сада.
Многие исследователи отмечают активную роль женщины в государственном управлении, в науке, медицине, воспитании, культуре и искусстве. По нашему мнению, это сказывается и на семейные обязанности по воспитанию детей среди мужчин и женщин. К этому хочется добавить то, что с каждым годом, по разным причинам, увеличивается число неполных семей. Возможно, и это приводит к тому, что слабеет мужской характер, мальчики становятся слабее и не могут за себя постоять, принять самостоятельное решение в сложившейся ситуации, не умеют пользоваться элементарными инструментами. Очень хотелось помочь таким семьям, найти такие методы и формы работы, чтобы воспитать уверенность у мальчиков, желание быть сильным, хозяйственным.
Публикация «Из опыта работы по гендерному воспитанию в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
В программно-методическом обеспечении ДОУ не учитывались гендерные особенности. Поэтому воспитание и образование было направлено на возрастные психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек. Впервые в «Федеральных Государственных требованиях» поставлена задача формирования у детей гендерной принадлежности.
Анализируя физическое и психическое развитие детей своей группы, удалось выявить, что:
-мальчики малоактивны в процессе НОД;
-неохотно вступают в игры, где есть правила;
-недостаточно проявляют заботу о девочках в группе;
-в играх неправильно используют строительный инструмент;
-из 10 семей, где воспитываются мальчики, в 4-х нет пап, в двух семьях папы постоянно заняты на работе и большую часть времени мальчики проводят с мамами. Возникла идея создания практических занятий с мальчиками через новую интересную форму работы - семейный клуб.
Главная идея занятий клуба:
- привлечь внимание пап и дедушек к воспитанию мальчиков в нашей группе;
- познакомить с основными мужскими инструментами;
- дать первоначальные знания и умения по их назначению и использованию.
Чтоб идея претворилась, мы поставили ряд задач: - заинтересовать взрослых в необходимости такого мероприятия; - использовать знания, имеющиеся у взрослых и в доступной форме донести их до детей;
- создать радостное настроение от взаимного общения. Решая эти задачи, мы создали в группе необходимые условия, которые помогли бы нам в работе. А именно:
1. Приобрели ковер, на котором есть дорожная разметка; 2. Разнообразили тематику сюжетно-ролевых игр для мальчиков; 3. Приобрели детский верстак и пополнили количество детских строительных инструментов;
4. Увеличилось количество разных видов конструкторов; 5. Пополнился «гараж» новыми автомобилями, в том числе и спец. машинами. Папы отнеслись с пониманием к нашей новой форме работы. Занятия проходят 1 раз в месяц. Время проведения, тематику занятия мы обговариваем заранее. Занятие длится 30-40 минут, где включены знания теоретического плана, а большая часть, отводится практической деятельности. Включаются беседа, игровая и трудовая деятельность, показ.
Вначале воспитатель представляет папу. Он рассказывает, как его зовут, чей это папа, и с каким инструментом он будет знакомить детей. Далее в беседу включается сам папа и рассказывает об устройстве инструмента, особенностях, видах, применение в работе. Обязательным условием является то, что дети знакомятся с техникой безопасности по работе с этим инструментом. В практической части мальчики под руководством мужчины, выполняют несложную работу или изготавливают поделки. По мере необходимости осуществляют какой-либо ремонт в группе.
Занятия проходят интересно и познавательно. Каждый мальчик может не только потрогать и поближе рассмотреть инструмент, но и с помощью его выполнить работу. Те мальчики, чьи папы проводят занятие, чувствуют себя не как все. Их переполняют эмоции. Это способствует утверждению мальчиков в коллективе сверстников, воспитанию уважения к взрослому.
Чтобы знания были осознанными, мы закрепляем их по мере сложившейся ситуации. Приходится регулировать высоту столов, подкручивать расшатавшиеся стулья, осуществлять «ремонт» машин, кораблей, самолетов. И очень радует, что мальчики спешат на помощь.
Каждое занятие предполагает беседу. Взрослый, сообщая новый материал, побуждает мальчиков отвечать на вопросы по теме, просит поделиться своими впечатлениями, рассказать есть ли дома такой инструмент, кто и как им пользуется. Иногда возникает спор, шум, т. к. каждому хочется высказаться. В споре рождается истина и совместными усилиями, делается вывод.
Работа дает свои результаты. Во-первых, решается вопрос более тесного общения с мужчиной, особенно для мальчиков, где круг общения ограничен. Во-вторых, дети узнают в доступной форме необходимую информацию об инструменте. В-третьих, в процессе практической деятельности формируются трудовые навыки и умения. В-четвертых, воспитываются такие качества как сила воли, трудолюбие, стремление довести начатое дело до конца, желание узнавать новое. Большое значение имеет и то, что выполняется текущая работа по устранению каких-либо возникших неполадок в группе, которые под силу только мужчине.
Таким образом, занятия имеют свою структуру:
-наблюдается определенная тематика занятий,
-сочетаются формы и методы организации,
-во время занятия мальчики имеют возможность высказывать свое мнение,
-присутствуют рассказы из личного опыта.
Радует то, что эта форма работы, прижилась в нашей группе. Папы ответственно подходят к подготовке и проведению занятий, увлеченно рассказывают и охотно знакомят мальчиков с инструментами, волнуются, когда дети, рассматривая инструмент, трогают его, работают с ним. Мальчики ждут этих встреч, переживают, когда папы заняты и не могут прийти.
Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию, дошкольники получают представления о собственной гендерной принадлежности, овладевают отдельными способами действий и научатся распознавать и оценивать эмоциональное состояние и поступки людей разного пола. Проблема гендерного воспитания и обучения на данное время актуальна и решить ее можно только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ.
План заседаний клуба «Вместе с папой».
План заседания №1 «Веселые приключения отвертки и шурупа».
1. Представление папы и знакомство с ним.
2. Показ инструмента (отвертки) и рассказ папы об инструменте, его применении, технике безопасности при работе с ним.
3. Рассматривание разных видов отверток и их назначении (кратко и доступно детям).
4. Изготовление пособия «Рамочка» совместно с детьми.
План заседания №2 «История об умном молотке».
1. Представление папы и знакомство с ним.
2. Рассматривание разных видов кормушек для птиц. Цель: выяснить, какая из них надежнее?
3. Показ деревянных заготовок для кормушки. Определить, какой инструмент нужен для работы.
4. Рассматривание молотка, его строение и назначение. Как безопасно с ним работать.
5. Совместная работа папы и мальчиков по сбору кормушки.
План заседания №3 «Для чего нужна дрель?»
1. Знакомство с папой.
2. Загадка про дрель. Рассказ папы об ее использовании в быту. Почему нужно быть очень осторожным при работе с этим инструментом.
3. Показ работы электрической дрели.
4. Повесить новые стенды в приемной, используя дрель и саморезы.
План заседания №4 «Соберем табурет для гостей».
1. Знакомство с папой и его предложением об изготовлении табурета для гостей.
2. Рассмотреть заготовки из древесины и решить, как их соединить, чтоб получился табурет.
3. Определить, с помощью какого инструмента это можно сделать. Беседа о безопасном обращении с шуруповертом.
4. Работа взрослого и детей.
План заседания №5 «Как можно починить стул?»
1. Знакомство с папой.
2. Предложить рассмотреть детские стулья на группе. Нужна ли им помощь? Какая? И каким способом ее осуществить?
3. Отобрать стулья, нуждающиеся в ремонте и инструменты, которые могут помочь. (Гвозди, молоток, саморезы, шуруповерт, наждачная бумага, клей, кисть, салфетки)
4. Беседа о безопасности во время работы.
5. Работа папы и мальчиков по ремонту стульев.
6. Проверка выполненной работы девочками.
План заседания №6 «Деревянные молоточки для малышей»
1. Знакомство с папой и его заготовками для изготовления молоточков.
2. Определить, что может получиться, если соединить детали и как это сделать. Какие инструменты могут помочь в работе? (клей, кисть, молоток, стамеска)
3. Определить последовательность в работе и правила безопасности при работе с инструментами.
4. Выполнение работы по изготовлению молоточков.
5. Определить, как можно использовать молоточки и кому можно их подарить. (малышам)