Надежда Спирякова
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпение, уступчивость, прощение. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. ФГОС дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Основной целью духовно-нравственное воспитания является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребёнка, его духовному здоровью через приобщение к высшим ценностям православной культуры.
Таким образом, в соответствии с актуальностью данной темы и, основываясь на присутствии задач по духовно-нравственному воспитанию в реализуемой основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ детский сад №18, нами, воспитателями, была поставлена цель: создание оптимальных условий для развития у детей духовно-нравственных чувств и качеств.
Работа по духовно- нравственному воспитанию детей старшей группы ведётся в соответствии с планом, который мы составили в начале учебного года, а также в соответствии с Программой по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Родник», под редакцией Карасевой Е. Г., Яриной Е. Г. Программа «Родник» направлена на решение главных задач духовно-нравственного воспитания, обозначенных в качестве приоритетных в Национальной доктрине образования Российской Федерации.
Содержание плана позволяет реализовать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитывающие и развивающие задачи, а именно:
1. Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям (милосердие, сострадание, человеколюбие и другие);
2. Приобщение детей к ценностям православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, святости, благоговейному отношению к святыням;
3. Воспитание общей культуры через ознакомление с произведениями искусства (иконопись, живопись, архитектура, духовная и народная музыка, литература);
4. Формирование представлений об особенностях и традициях семейного уклада.
5. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
6. Вызывать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
План работы с детьми старшей группы
по духовно – нравственному воспитанию
Месяц Формы работы С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь 2016 год
Знакомство с иконами Иисуса Христа, Пресвятой Троицы; Рассматривание
фотографий «Моя семья»;
Экскурсия в местный Храм Рождества Пресвятой Богородицы;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
Чтение худ. литературы:
А. Барто «Вовка - добрая душа»;
Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»;
Слушание аудиозаписи с детскими православными песнями (использование ИКТ);
Развлечение «В гостях у Сентябринки». Консультация «Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в детском саду в наше время». Анкетирование родителей по духовно-нравственному воспитанию детей;
Участие в экскурсии в местный Храм Рождества Пресвятой Богородицы;
Помощь в создании в групповой комнате уголка Православия.
Октябрь 2016 год
Экскурсия к Святому источнику «Неувядаемый цвет»;
Беседы: «Ангелы – верные помощники людям», «Праздник Покров Пресвятой Богородицы»; Слушание духовной музыки; Рассматривание картинок «Дети в детском саду»; Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»; Чтение пословиц и поговорок о дружбе, о семье; Лепка «Испечём для малышей оладушки»;
Конструирование «Купель», «Святой источник» (по результатам экскурсии к Святому источнику «Неувядаемый цвет»); Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». Разработка памятки «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»; Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми.
Организация экскурсии к Святому источнику «Неувядаемый цвет»;
Участие в выставке поделок и композиций к празднику Покров Пресвятой Богородицы.
Ноябрь 2016 год
Экскурсия в музейные комнаты Дома Культуры с. Екатериновка «Комната Православия»; Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница»;
Дидактические игры: «Назови ласково», «Профессии наших мам»;
Прогулка «Улица, на которой мы живём»; Беседа «Что такое молитва?»;
Рассматривание фотографий мам и бабушек; Знакомство с иконами Божией Матери;
Аппликация «Подарок милой мамочке»; Праздник «День матери». Встреча с отцом Сергием, настоятелем Храма Рождества Пресвятой Богородицы;
Консультация «Комната «Кубанского быта» в мини-музее детского сада – источник приобщения детей к истории своего народа». Участие в экскурсии в музейные комнаты Дома Культуры с. Екатериновка «Комната Православия»;
Участие в празднике «День матери»; Вечер-встреча «Мамочка любимая»;
Пошив русских народных костюмов для детей.
Декабрь 2016 год
Экскурсия по территории детского сада «Зимняя природа»; Беседа «Борьба добра и зла»; Чтение пословиц и поговорок о Родине, стихов о зиме, Новом годе;
Знакомство с иконой святителя Николая Чудотворца; Просмотр видеофильма «Православные Соборы и Храмы в России» (использование ИКТ);
Аппликация «Ангелочки на ёлке». Педагогический час «Православные праздники»;
Консультация «Крё стные родители: их функции и обязанности». Участие в празднике «Новый год»;Участие в конкурсе поделок и композиций «С Новым годом!»;
Оформление видеофильма для детей «Православные Соборы и Храмы в России»;
Мастер – класс «Ёлочка - краса».
Январь 2017 год
Беседа «На реке Иордан. Крещение Господне»; Беседа «Город древний, город славный»; Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей г. Москвы; Заучивание рождественских колядок; Народные игры: «Стадо», «Кубанка»;
Чтение пословиц и поговорок о дружбе, семье; Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Отец и сын»; Развлечение «С Рождеством Христовым!»; Рисование «Подарки на Рождество». Беседа – диспут «Крещение детей : за и против»;
Консультация «Православное воспитание детей». Консультация «Что такое крещение, и зачем мы крестим своих детей»; Участие в развлечении «С Рождеством Христовым!»;
Изготовление шапочек, масок к народным играм.
Февраль 2017 год
Благотворительная акция «Цветы ветерану»;
Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к близким;
Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Моряки», «Разведчики»; Подвижные игры: «Самолёты», «Знамя»; Экскурсия в мини - музей детского сада «Комната Боевой славы»; Рассматривание иллюстраций о войне; Беседа «Богатыри земли русской»;
Чтение детских книг о войне; Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»;
Спортивный праздник «Гордитесь воином России»;
Вечер-встреча «От всей души» с ветеранами труда (дети войны);
Аппликация «У Вечного огня». «Вечер вопросов и ответов» (по духовно-нравственному воспитанию детей). Участие в Благотворительной Акции «Цветы ветерану»; Консультация «Роль православных праздников в семье»;
Участие в вечере-встрече «От всей души» с ветеранами труда (дети войны).
Март 2017 год
Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Больница»; Игра «Вежливый ручеёк»;
Беседы: «За что я люблю свою маму», «О земной жизни Иисуса Христа»;
Чтение художественной литературы: Т. Волгина «Сегодня мамин праздник»,
Е. Благинина «Посидим в тишине», сказка Ш. Перро «Спящая красавица»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о маме; Аппликация «Подарок милой мамочке»;
Просмотр мультфильмов о победе добра над злом: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Морозко». Семинар – практикум «Отмечаем православные праздники»;
Консультация «Современная семья и ее роль в духовно-нравственном воспитании ребенка». Оформление фотовыставки «Мамина радость» Праздник к Дню 8 Марта;
Вечер-встреча «Мамочка любимая»; Участие в выставке поделок и рисунков «Весна пришла».
Апрель 2017 год
Экскурсия в местный Храм Рождества Пресвятой Богородицы;
Народные игры: «Катания яиц», «Чьё яйцо краше?»;
Беседы: «День космонавтики», «Воскресный день. Пасха Христова»;
Чтение художественной литературы: К. Арон «Человек поднялся в небо», А. Митяев «День космонавтики»; Чтение пословиц и поговорок о Родине, труде;
Слушание духовной музыки; Заучивание наизусть потешки «У меня есть семья»;
Рисование «Красивые яйца к празднику Пасха»; Развлечение «Пасха Христова». Встреча с Владыкой Германом, епископом Ейским и Тимашевским;
Мастер – класс «Пасхальные поделки и композиции». Участие в экскурсии в местный Храм Рождества Пресвятой Богородицы; Участие в развлечении «Пасха Христова»;
Участие в выставке поделок, рисунков к празднику Пасхи.
Май 2017 год
Экскурсия к Мемориалу погибших солдат; Рассматривание иллюстраций о ВОВ,
фотоальбома «Моё село»; Знакомство с иконой Сергия Радонежского;
Беседы: «День Святой Троицы», «Церковь –родник живой воды»;
Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник Советскому солдату», Е Трутнев «Парад»; кубанская народная сказка «Заветный колос»;
Чтение стихов, рассказов о селе; о труде сельских жителей;
Просмотр мультфильмов о победе добра над злом;
Конструирование «Боевая техника». Педагогический совет «Результат работы по духовно – патриотическому воспитанию детей старшей группы»;
Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры». Предоставление родителям календарей «Православные праздники» :
Консультация «Как рассказать детям о трагических событиях, связанных с Великой Отечественной войной»; Участие в празднике «День Победы».
Всю работу по духовно- нравственному воспитанию мы ведём по четырё м направлениям:
-совместная деятельность с детьми;
-взаимодействие с родителями;
-взаимодействие с педагогами;
-взаимодействие с отцом Сергием, настоятелем Храма Рождества Пресвятой Богородицы села Екатериновка.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры. В своей работе мы использовали различные современные технологии: игровые, информационно – коммуникативные, технологии исследовательской и проектной деятельности, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции - удивительные и загадочные явления народной культуры. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
В результате освоения народных традиций наши воспитанники узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Мы считаем, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохранённая в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица. Родители помогают детям с изготовлением костюмов, атрибутов. Праздник Колядки проходит внутри детского сада, дети ходят друг к другу в группы. А как любят дети Масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами, сжиганием чучела зимы и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем на улице, во дворе детского сада. Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и пасхальными игрищами.
Великолепно проходит праздник Святой Троицы. Дети поют песни, водят хороводы. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, предоставляют детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
«Играя в народные игры,
Мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков,
О традициях, обрядах, законах.
Чтоб помнили мы наших предков
И гордо несли своё имя,
Чтоб край наш Кубанский вовеки
Прославен был во всём мире»
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью работы по духовно – нравственному воспитанию детей. Содержание работы по духовно – нравственному воспитанию на традициях своего народа обладает богатым материалом для формирования семейных ценностей у дошкольников. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, с уважения к старшим. Мы тесно сотрудничаем с семьёй, поддерживаем сохранение непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и в детском саду. Различные формы сотрудничества помогают нам в достижении поставленных целей и задач. В начале года мы провели анкетирование родителей с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания, с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры.
Родители – активные участники мероприятий, направленных на реализацию задач по духовно – нравственному воспитанию. Наши родители с удовольствием принимают участие в выставках к Православным праздникам: Пасха, Святой Троицы, Яблочный Спас и другие. Вместе с детьми проявляют фантазию в изготовлении поделок и композиций. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение, это поучительно всем, и особенно детям, так как это дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании нравственных чувств.
На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с отцом Сергием – настоятелем местного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Отец Сергий часто приглашает детей в местный Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Во время посещения Храма дети проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают об истории православной церкви, христианском образе жизни, о житии святых. Отец Сергий знакомит детей с заповедями Божиими. Родители поддерживают приобщение детей в таинствах церкви, являются инициаторами в присутствии детей на Богослужении в Великие православные праздники. Накануне Пасхи, в Великий четверг, дети вместе с родителями приняли участие в Божественной Литургии.
Родители изъявили желание и предложили батюшке посещать детей в детском саду. Отец Сергий откликнулся на эту просьбу. Систематически, один раз в неделю, дети встречаются с батюшкой. Он рассказывает им о православных праздниках, читает сказки о победе добра над злом, о милосердии, о любви к родным и близким.
Отец Сергий – частый гость православных праздников, проводимых в детском саду. Проведение православных праздников положительно влияет на детей. Ребята ещё долго сохраняют в душе радость от освящения батюшкой куличей, пасхальных яиц, яблок.
У нас в селе есть замечательное место, которое называют святым. Это Святой источник «Неувядаемый цвет». К сожалению, это очень далеко от детского сада. Но ничего нет невозможного для наших родителей. Семьи Кузьменко и Покотиловы организовали поездку детей к Святому источнику. Благодаря поддержке и участию отца Сергия, экскурсия получилась интересной, содержательной и полезной. Дети прикоснулись к святым местам, узнали много нового из истории родного села. Отец Сергий рассказал детям об истории возникновения Святого источника, о целебных свойствах воды, напомнил о соблюдении заповедей Божьих: о послушании, о милосердии, о почитании матери своей и отца. Дети попробовали святой водички из источника, ощутили её необычный вкус. С интересом рассматривали купель, бросали монетки в воду, загадывали желания, совершали крестное знамение. Эмоционально и волнительно читали стихи не только дети, но и родители. И, конечно же, ребята любовались и восхищались окружающей природой: красивыми цветами, кустарниками, деревьями. По дороге домой дети задавали много вопросов, делились впечатлениями. Такие экскурсии детям запоминаются надолго, и оставляют в памяти неизгладимый след.
Результатом работы по духовно – нравственному воспитанию детей считаем посещение детского сада Владыкой Германом, епископом Ейским и Тимашевским. Прибытие священнослужителя сотрудники, родители восприняли с благоговением, а дети с вниманием и интересом. Владыка епископ Ейский и Тимашевский Герман поздравил всех с Великим праздником Пасхой, поделился своими взглядами на духовное воспитание детей и возрождаемые семейные традиции. С уважением и почитанием дети слушали Владыку. На память епископ Герман подарил икону Божией Матери, чтобы она оберегала и помогала детям, пожелал всем здоровья, мира, крепости сил телесных и душевных, помощи Божией в делах благих и правых. Дети подарили дорогому гостю символические сувениры – пасхальные яйца, сделанные своими руками. Его Преосвященство епископ Герман заверил, что ещё посетит детский сад, что такие встречи должны стать традиционными. Дорогой гость уехал, а в детском саду ещё долго царила атмосфера радости и хорошего настроения. Мы надеемся, что семена, которые посеял в детских душах епископ Герман, когда дети вырастут, дадут хорошие плоды.
Для обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, для реализации личностно ориентированного подхода и развития поискового поведения детей мы использовали проектную деятельность. Нами был разработан и успешно реализован педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание детей на основе Православной культуры». В ходе реализации данного проекта дети прибрели умения и навыки исследовательского поведения, основы культуры мышления, научились задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Свои знания, впечатления дети отразили в художественно - продуктивной деятельности: рисунках, поделках, лепке, конструировании, разучивании поговорок, пословиц, стихов, песен.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Для выявления результативности работы по духовно – нравственному воспитанию, мы провели мониторинг детей в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение с взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, трудовая деятельность). Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний. Согласно результатам мониторинга уровень развития интегративных качеств и усвоения материала детьми старшей группы составляет 93%, по сравнению с началом года (65%).
Таким образом, в результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что целенаправленная, систематическая и плановая работа по духовно – нравственному воспитанию через приобщение к основам Православной культуры способствует формированию у детей нравственных качеств, обеспечивает их адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Как воспитатели группы старшего дошкольного возраста видим актуальность для продолжения данной работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Предполагаемый результат нашей работы :
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Миф 5: 15)
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Используемая литература:
1. Карасева Е. Г., Ярина Е. Г. Программа по духовно – нравственному воспитанию и развитию дошкольников «Родник».
2. Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №18 –
2017 -2018 учебный год.
3. ВетохинаА. Я. ,Дмитриенко З. С. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - ООО Издательство «Детство – Пресс», 2009
4. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»