Приложение МААМ

Занятия по духовно-нравственному воспитанию «Золотые купола»

людмила сазонова
Занятия по духовно-нравственному воспитанию «Золотые купола»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия № 4.

Тема: Семья. Рождество. Дружба. Дом.

Программное содержание:

Обучающие задачи: познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром. Расширять представления детей об основных духовно-нравственных понятиях : добро – зло, бескорыстие – жадность, стыд – совесть.

Воспитательные задачи : воспитывать уважение, милосердие, внимательное отношение к ближним, чувства почтения, благодарности и любви к родителям, доброжелательность и добросердечность.

Публикация «Занятия по духовно-нравственному воспитанию „Золотые купола“» размещена в разделах

Развивающие задачи: развивать способность к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств.

Ход занятия

1 часть занятия.

- Кто из вас, дети, ответит, что такое семья?

Верно, Это круг близких и самых родных родственников – мама, папа, сестры, братья, дедушки и бабушка.

Почему же эти люди живут вместе? Да потому, что их объединяет родство – они родственники. Часто бывает, что родственники похожи не только внешне, но и похожи своим характером, наделены одинаковыми способностями и талантами.

Самые близкие, родные и любимые в семье это мама и папа. Они подарили вам жизнь, нарекли собственными именами, и неустанно, каждый день и каждый час заботятся о вас, о вашем здоровье, благополучии, умственном и духовном развитии. Стараются, чтобы вы были сыты, буты, одеты, чтобы вам весело и интересно жилось на свете.

- Что же еще связывает людей, живущих одной семьей? К чему они больше всего привязаны?

Самые прочные узы - это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом.

В настоящей семье даже маленький ребенок имеет свой голос. А появления младенца меняет весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого человека семьи должен быть самым родным местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его все равно должно тянуться к родному дому.

13

Дети слушают песню «Родительский дом»

2 часть занятия.

Дети, а давайте-ка мы с вами сейчас поиграем.

Дети играют в игру «Назови друг друга по имени ласково».

Какие красивые у вас имена! Знаете ли вы, кто дал вам ваши имена?

Правильно, родители. Для каждого из вас ваши родители выбирают самое красивое имя.

Имя человеку дается один раз и навсегда.

Благодаря имени, мы узнаем, различаем друг друга.

Большинство имен пришло к нам из глубокой древности, многие дожили до нас благодаря знаменитым людям, носившим эти имена. Они совершали различные подвиги, добрые дела, были выдающимися людьми в какой-то области искусства, культуры, а сколько имен святых людей дошло до нас!

Преподобный Сергий Радонежский – покровитель учения.

Святитель Николай Чудотворец – покровитель путешественников.

Святые Великомученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, и многие многие другие.

В каждом имени скрыт свой смысл. Например «Александр» значит мужественный, защитник людей.

Иван – «красивый и богатый».

Богдан – «данный Богом»

Не бывает людей безымянных. Выбор имени младенцу – важное событие для семьи и всего рода.

Какое имя ему дать? как сделать это правильно? Одни родители смотрят в месяцеслов и находят там имя, которое значится в день рождения младенца и в ближайшие дни. Другие выбирают имя кого-то родных. Во многих семьях есть родовые имена. Они передаются из поколения в поколение. Третьи именуют своих детей в честь героев, воинов, мудрецов. Бывает, что родители дают ребенку имя человека, сделавшего что-то доброе для семьи.

Крещенный человек носит имя святого. Издавна живет вера, что этот святой становится покровителем и заступником человека, носящего его имя, на всю жизнь. У каждого святого есть день памяти. Тогда для тех, кто носит его имя, наступает радостный праздник – именины.

Имя не следует искажать и произносить его небрежно. И уж совсем нехорошо давать человеческие имена животным. Имя – свято, в нем живет прошлое и будущее, честным именем надо дорожить, не позорить его.

14

3 часть занятия.

Предложить детям нарисовать малыша, завернутого в одеяло с лентами. Представить, что, когда они были маленькими, мама их кормила, одевала и купала. А когда укладывала их спать, пела колыбельные песни.

Под звучание песни «Спи, моя радость, усни!» дети рисуют малыша, завернутого в одеяло.

Материал к занятию :

1. Песни «Родительский дом», «Спи, моя радость, усни». (диск)

2. Листы розовой и голубой бумаги (по выбору детей).

3. Гуашевые краски и кисточки на каждого ребенка.

Конспект занятия № 5.

Тема: Храм – Дом Божий. Молитва. Крест.

Программное содержание:

Обучающие задачи: расширять знания о Храме Божьем.

Воспитательные задачи : знакомить детей с убранством храма, правилами поведения в нем, учить различать иконы, фрески, дать понятие о молитве, таинстве крещения.

Развивающие задачи: развивать высшие чувства ребенка – красоты и благоговения. Приобщать детей к духовным традициям русского народа.

Ход занятия.

1 часть занятия.

Рассказать детям, что храм – это не просто красивое здание, а это место, где люди молятся Богу.

Показать иллюстрации храмов, монастырей.

Посмотрите, дети, на это шедевры архитектурного творчества.

(Рассматривать иллюстрацию).

Обратить внимание детей на великолепную, тонкую работу, аккуратность, радостное сочетание цветов росписи, красоту архитектурных элементов, внутреннее убранство храма. Самое лучшее люди обычно посвящают Богу.

Обратить внимание на фотографию храма, расположенного в нашем городе Славянске – на – Кубани, носящего название Свято – Успенского собора.

Рассмотреть красоту архитектурного строения, рассказать, что храм был построен в послевоенные годы, вместо старой церкви. Что люди заботятся о красоте храма, берегут ее и приумножают, с каждым годом храм становится все краше.

Обратить внимание, что каждая православная церковь имеет купола, увенчанные крестом.

Крест – главный христианский символ. На кресте за людские грехи 2000 лет тому назад умер Иисус Христос. С тех пор христиане носят на груди крест в знак веры в учение Христа. Осеняя себя крестом знаменным, просят у Иисуса Христа заступничества, прощения, благодарения за все хорошее.

Дети слушают песню «Разрушенные храмы Краснодара» муз. Н. Тананко.

(объяснить смысл песни)

2 часть занятия.

Познакомить детей с народной пословицей: «Еда для тела, молитва – для души».

16

Молитва – это разговор с Богом. Православные христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой (крестятся).

Мы с вами можем просто попросить у Бога помощи, сказав: «Господи, благослови!» А когда что-то сломали или обидели кого-то, мы не только у родителей просим прощения, но и у Бога. Говорим: «Господи, Иисусе Христе! Помилуй, мя!» При этом надо перекреститься и по окончании молитвы.

При приходе в храм одежда должна быть опрятной и соответствовать полу (девочкам нельзя приходить в брюках). Мальчики стоят без головного убора. У девочек на голове должен быть платочек.

1. Войдя во святой храм, благоговейно произнеси следующие молитвы с крестным знамением и поясным поклоном.

«Господи, Иисусе Хресте,

Сыне Божий, помилуй мя!»

«Пресвятая Богородица, спаси нас!»

2. Затем подойди к праздничной иконе, дважды перекрестись и поклонись, еще раз перекрестись и поклонись.

3. К церковной свече относись благоговейно, это символ нашего молитвенного горения перед Господом. Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими.

Перед тем, как поставить свечу, перекрестись и поклонись с молитвой – просьбой. «Пресвятая Богородица, спаси нас!», или

«Господи, спаси и помилуй моих родителей (имена)» всех православных христиан. Можно просить и своими словами.

Затем зажги свою свечу от уже горящей свечи, оплавь нижний коней и поставь ровно.

Службу в храме ведет священник. О н совершает церковные службы и таинства: исповедует, причащает детей и взрослых, крестит. (иллюстрации). (Рассмотреть одежду священника).

Священника называют батюшкой, отцом, потому, что он молится о нас, чтобы Господь помог нам. Батюшка и сам старается помочь верующим людям, особенно старым и малым.

Показать детям схему устройства храма, рассказать о значении внутреннего устройства храма: притворе, собственно храме, алтаре, основных его предметах, церковной утвари (Рассматривание иллюстрации).

Иконостас – состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от средней (внутренней) части храма.

Сколько икон разместили для нас.

В этой стене. Это иконостас!

17

Дивной красою он радует взор.

Справа и слева ни клиросах – хор!

Показать детям, где находятся Царские врата, икона Спасителя, икона Божьей Матери, иконы главных праздников, Крест,

Прочитать детям стих

«Икона». Елена Григорьева.

- Мама, икона – это картина?

- Нет, не картина.

- А что же тогда?

- Это – окошко в Божие Царство,

Там где сияют любовь, красота.

- Значит, художник был в этом царстве?

- Нет, но увидел, и сердцем проник.

И оттого так нездешне-прекрасен

Матери Божьей ласковый лик.

- Знаешь, что главное в каждой иконе?

- Я догадываюсь! – Это глаза.

Кажется, смотрят они прямо в душу,

Кажется, могут творить чудеса!

Пишут иконы иконописцы,

Пост и молитвы помощники им.

Смотрит Господь в утомленные лица

И насыщает их духом своим.

В каждой иконе присутствие Бога,

В каждой иконе немеркнущий свет.

Горнего мира и Духа Святого

Образа тех, кто спасает от бед.

Не только в храме, но и домах есть иконы. На них изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, Святых людей, и священных событий. Слово «икона» в переводе с греческого значит «образ».

Согласно древней традиции икону пишут на доске красками. Мы почитаем не саму икону, а изображенный Образ.

18

Икона почитается, как святыня, требующая особого, благоговейного почтительного отношения. Православные люди и в старину, и сегодня, почитая и благодаря Бога за милосердную помощь, украшали и украшают иконы красивыми окладами, рамками, цветами.

Иконы в храмах выставляются в больших рамках – киотах.

Киот

Икона словно в домике живет.

И этот домик называется киот!

Иконы сопровождают человека во всех местах и делах. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди – это нагрудная икона.

По традиции дома икона находится в углу комнаты, украшенная полотенцем и освященная лампадой.

Царские врата

Ах, какая красота, эти царские врата!

В них невидимо, как встарь,

Сам Христос идет - в алтарь!

За иконостасом расположено самое святое место в храме, которое называют алтарь. В алтарь могут входить лишь священнослужители и лица мужского пола, участвующие в Богослужениях.

Посреди Алтаря находится Престол – четырехугольный стол.

На престоле находится Святое Евангелие, напрестольный крест, семисвечник и другие предметы. В алтаре на престоле - священный светильник, на котором горят 7 свечей, поэтому он так и называется семисвечник.

(Дать детям возможность полюбоваться на изображение, красиво украшенное семисвечником).

Этот семисвечник обычно сделан из драгоценного металла. Все его части украшены: и подставка, и ручка, но более всего украшена подставка под каждую из свечей.

Большой светильник в центре храма называют красиво и торжественно паникадило.

Паникадило

Я не видел, чтоб от люстры

Столько света исходило,

Как от этой, что зовется,

Всеми здесь – паникадило!

Перед большими иконами теплятся лампадки.

19

Лампада

Перед иконою – лампада,

Свет для души, для глаз отрада.

В нее вливают часто масло,

Чтобы икона не погасла.

А еще в храме совершается особое действие – каждение. Каждение – один из символов православного Богослужения, проводится для священного курения в храме ароматическим веществом.

Волхвы среди других даров принесли Богомладенцу ладан.

Каждение храма – прообраз Святого Духа, который носился над землей до творения всего живого.

Святой Дух все освещает.

Видимый дым (фимиам) кадила означает невидимое присутствие благодати Божьей, которая духовно укрепляет верующих.

Материал к занятию :

1. Рассматривание иллюстраций из журнала «Православные монастыри».

2. Рассматривание храма и его устройства.

3. Рассматривание репродукции икон Спасителя, икон «Владимирской» и «Казанской Божьей Матери», «Чудотворца Николая угодника».

4. Исполнение песни «Разрушенные храмы Краснодара» муз. Н. Тананко.

5. Стихотворение Елены Григорьевой «Икона».

6. Изготовление открытки «Храм Божий» в стиле вытканки.

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Добрым жить на белом свете веселей!» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы детского сада. Тема: «Добрым жить на белом свете - веселей.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Секреты семейного счастья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Смоленская областьг. Рославль.

Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» Цель: Углублять.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра» Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра» Подготовил: воспитатель перв. кат. Галаветдинова.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Пресвятая Богородица как идеал материнства» Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать у детей чувство добра, великодушия, любви и почитания матерей, Пресвятой Богородицы. 2. Ввести детей.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Дороги добра» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко» Конспект - занятия по духовно – нравственному.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Преподобный Сергий Радонежский» Цели: Выявить, уточнить.

Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Уважение к родителям» Башкирева Инна Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида города Валуйки Белгородской.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по духовно-нравственному воспитанию «Золотые купола»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 14:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия по духовно-нравственному воспитанию «Золотые купола»» (включая файлы) размещена пользователем людмила сазонова (УИ 709600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД