Думина Наталья Ивановна
Из опыта работы «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука безопасности»
Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения.
Публикация «Из опыта работы „Азбука безопасности“» размещена в разделах
Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми - всё это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одёргивать ребёнка или говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.
Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому поможет профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Поэтому была создана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Определяя основное содержание программы и направление развития детей, мы в своём детском саду используем различные формы и методы, отражающие обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социально-культурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально - экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром стал учет жизненного опыта детей.
Самым эффективным и продуктивным подходом к планированию и организации занятий по ОБЖД является тематический подход. Суть его: выбирается тема недели, она называется в первый день на занятиях по «Окружающему миру», все остальные занятия в течение недели продолжают тему. Это даёт хорошие результаты, позволяет нам значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий. В результате чего возрастает успешность развития детей, усвоения ими того объёма знаний, который предусмотрен проектом стандарта дошкольного образования.
Рассмотрим основные направления программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и как мы работаем по ней :
1. Ребёнок и другие люди. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасно в общении с другими людьми. Начиная с младшего возраста, мы проводим беседы об опасности контактов с незнакомыми взрослыми. Большинство детей считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Поэтому целесообразно беседовать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Для младшего и среднего возраста используем примеры из знакомых сказок. Например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем и т. д. С более старшими детьми разыгрываем игровые ситуации - тренинги на темы контактов с незнакомыми людьми, проводим игры- драматизации. При этом для профилактики невротических реакций и проявлений страхов у детей используем сказочные персонажи или сказки о животных с хорошим концом.
2. Ребёнок и природа. Работая по этому направлению, мы формируем экологическую культуру личности ребёнка, которая включает в себя два взаимосвязанных процесса - экологическое воспитание и экологическое образование. Мы используем следующие формы работы : наблюдения, прогулки, экскурсии в лес, парк, занятия по ознакомлению с окружающим, игры, викторины и т. д.
В группе мы создаё м условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды: ухаживаем за кроликом, попугаем, рыбками и растениями. Высаживаем цветы на клумбе, убираем мусор на участке. Также с детьми мы проводим опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации, например, того, что содержится в воде, чтобы уберечь детей от болезней, связанных с «грязной водой».
Особое внимание мы уделяем экологически воспитывающим играм. Ведь, играя, ребёнок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром, играя, он выполняет конкретную природоохранную работу, играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде, играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Например, в игре «Экологический светофор» дети по цвету определяют как правильно вести себя в природе:
Красный свет - природе вред!
Жёлтый - осторожно!
Свет зелёный - так красиво,
Лес сказал тебе спасибо.
Мы много проводим игр-классификаций, игр-определений, игр-путешествий.
3. Ребёнок дома. Очень часто предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей: спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы, ножницы, иголки, лекарства, режуще-колющие инструменты и т. д. Ребенок должен усвоить, что этими предметами могут пользоваться только взрослые. Чтобы научить детей пользоваться некоторыми из этих предметов (по мере необходимости, нужны специально обучающие занятия в детском саду, а закрепление навыков пользования должно происходить в домашних условиях, в семье.
Мы в своей практике проводили неделю пожарной безопасности, которая включила в себя игровой тренинг - «Телефон службы спасения 01», игровые задания и упражнения «Горит - не горит», «Жил человек рассеянный», «Опасные соседи», «Помоги пожарному». В конце недели провели блиц - турнир «Пожарная безопасность» и изготовили коллаж (совместная работа всех детей).
В старшей группе нами было проведены открытые обучающее занятия по выработке навыков пользования ножницами, иголками и режуще-колющими предметами: «Полезные вещи – молоток и клещи» и «Ножницы, катушки – это не игрушки». Конспекты этих занятий заняли призовое место в районном конкурсе между дошкольных учреждений по ОБЖД.
4. Ребёнок на улицах города. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что- то новое, часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя».
Главная её цель – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. В начале этого учебного года мы провели «Неделю безопасности дорожного движения», которая состояла из нескольких проектов:
1. Целевая прогулка «Транспорт на дороге».
2. Коллективное рисование детей и родителей на тему: «Где нельзя играть».
3. Встреча - беседа детей с инспектором ГИБДД.
4. Итоговое обобщающее занятие - развлечение по ПДД «Машины и пешеходы».
Также в течение недели мы играли в дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак». На улице проводили подвижные игры: «Светофор», «Машины и пешеходы» и др. Для родителей организовываем консультации «Основные законы безопасного движения». Провели конкурс среди родителей «Составление кроссворда по правилам дорожного движения». Планируем провести анкету для родителей «Я и мой ребёнок на улицах города».
Работа по этому направлению регулярно отслеживается - два раза в год педагоги проводят диагностику по выявлению уровня знаний детей по ПДД. Наши показатели с каждым годом возрастают и становятся более качественными:
- в средней группе уровень знаний составил 95 %
- в старшей группе – 96 %
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, в бытовых ситуациях ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
В нашем учреждении, начиная со вторых младших групп, ежегодно составляется планы работы по реализации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Учитывая возраст детей, усложняются и увеличиваются требования к объему знаний, приобретению умений и навыков по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.
Я думаю, что для формирования безопасного поведения детей в моем детском саду организована хорошая воспитательно-образовательная система, включающая все виды деятельности детей: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную и музыкально-ритмическую.
-Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть!