Юлия Иншакова
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель кружка
Воспитатель
Иншакова Ю. Ю.
С. Круглолесское
Пояснительная записка.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из - за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Они забывают принимать необходимые меры, чтобы оградить себя и свои семьи от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях ока-зываются дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуаци-ях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становят-ся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Публикация «Программа дополнительного образования „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учре-ждения, семьи и государства. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человече-ская личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие пра-вила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подроб-но, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жиз-ни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обста-новке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответ-ственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно дей-ствовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и же-лательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Рабочая программа кружка разработана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность», в которой рассматривается шесть бло-ков, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
1. «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учит-ся оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и со-ответственно реагировать, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внеш-ность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
2. Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятель-ность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растения-ми, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бе-режному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвяза-но.
3. Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спо-койно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребён-ка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ре-бятам третий раздел программы.
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избе-гать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности свое-временного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответствен-ным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое вни-мание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна со-путствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам раз-решить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следо-вание правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
6. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объ-ектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, ав-тобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного приня-тия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опи-раясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способ-ностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Цель программы : обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в го-родском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожа-роопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологиче-ской культуры, ценностей здорового образа жизни.
Задачи программы :
• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.
• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формиро-вать привычки их соблюдения.
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодей-ствия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить сти-хию, бедствие.
• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к со-блюдению и нарушению правил ОБЖ.
• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, поли-цейский, спасатель, врач) .
• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.
• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятель-ности.
Принципы программы
1. Интеграция в разные виды деятельности
2. Доступность
• учет возрастных особенностей
3. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их ин-тересов и способностей.
4. Наглядность.
• учет особенностей мышления
5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей.
Целевые ориентиры:
К четырем годам в результате освоения программы ребёнок :
«Ребёнок и другие люди»
• понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
• знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
• нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
• знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
«Здоровье ребёнка»
• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
• имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
• знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
«Ребёнок на улице»
• имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
• понимает значения сигналов светофора;
• правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
• имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велоси-педе, играть в мяч и т. д.).
Целевые ориентиры:
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок :
«Ребёнок и другие люди»
• имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не все-гда означает его добрые намерения;
• понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
• знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
• представления о съедобных и несъедобных грибах;
• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
• нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
• знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
• знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
• знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
• имеет представление о строении тела человека;
• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
• имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
• знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
• имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
• знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрос-лого.
«Ребёнок на улице»
• имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
• понимает значения сигналов светофора;
• знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
• правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
• имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велоси-педе, играть в мяч и т. д.).
Целевые ориентиры:
К шести годам в результате освоения программы ребёнок :
«Ребёнок и другие люди»
• знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уго-воры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
• имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
• имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
«Ребёнок и природа»
• различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
• знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
• знает правила поведения во время грозы.
«Ребёнок дома»
• знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
• имеет представление о мерах пожарной безопасности;
• имеет представление о работе милиции.
«Здоровье ребёнка»
• имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
• знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
• имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости свое-временного обращения к врачу;
• понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не толь-ко вкусной, но и полезной;
• имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, до-ждя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
• имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здо-ровья;
• знает правила поведения на воде.
«Ребёнок на улице»
• соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементар-ные правила дорожного движения;
• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
• имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицин-ской помощи»;
• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
• знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т. д.).
Целевые ориентиры:
К семи годам в результате освоения программы ребёнок :
«Ребёнок и другие люди»
• знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
• знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается вой-ти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
• умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
• знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»
• различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
• имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие спо-собствуют её восстановлению;
• знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»
• называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
• имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
• знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
• умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
• знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»
• знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
• знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
• имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначе-нии мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возмож-ностями движения различных частей тела;
• понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные про-дукты;
• имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его заня-тий в данное время;
• знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
• имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
«Ребёнок на улице»
• имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
• соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила до-рожного движения;
• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицин-ской помощи»;
• различает проезжую часть, тротуар, подзетный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
• знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
• знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не клюбому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Согласован: Утверждаю:
На Педагогическом Совете Заведующий
МДОУ д/с №32 «Колосок»
Воробьева И. В.