Макарюк Ольга Николаевна
Итоговый отчет по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый отчет по самообразованию
(по окончании работы над темой самообразования)
Должность ___Воспитатель___
ФИО __Макарюк Ольга Николаевна___
Тема учреждения___
Индивидуальная тема__«Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс»
Срок и период работы над темой ___1 год___
Задачи самообразования 1. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
Публикация «Итоговый отчет по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.
3. Использование технологии ТРИЗ для дошкольников
5. Разработать перспективный план работы с детьми.
6. Провести консультации для родителей
Используемые формы организации самообразования___ _индивидуальная работа по самообразованию___
(Курсовая подготовки в институте повышения квалификации; получения второго высшего образования или второй специальности; дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа по самообразованию, др.)
Изучена литература ___ Литература: 1. Гин. по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:
№ 8 (1988 г.);
№ 5,6 (1989 г.);
№ 1, 2, 3, 5 (1990г.);
№ 4 (1993г.);
№ 1 (1994 г.);
№ 5 (1996 г.);
№ 11 (1997 г.);
№ 5,9 (1998 г.).
4. Журналы «Ребёнок в детском саду» : №1, 2, 4 (2001г.).
5. Начальная школа: № 8 (1981 г.); №6 (1988 г.).
6. Статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991. Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ».
___
Посещено занятий ___
Наработанный материал
Форма предоставления материалов___
Входе работы над темой мной был и изучены методические разработки. Особо мной были выделены предложенные методы и приёмы, используемые в технологии ТРИЗ. Была создана мини- картотека развивающих игр и упражнений. Так как педагогические технологии развития, обучения, воспитания гарантируют результат, ориентируясь на зону ближайшего развития, строятся на научных теориях (ТРИЗ строится на проблемном обучении, имеют универсальные возможности, помогают получить максимально объективную оценку потенциала ребёнка и встроенный в процессе обучения контроль. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность. системность, диалектичность; с другой- поисковой активности, стремления к новизне; исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Из личного опыта хочу отметить, что сегодня в той дошкольной среде, где я непосредственно работаю, наблюдается некоторая не успешность детей в различных видах деятельности; невозможность традиционного обучения и социализации детей отдельных категорий.
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
• является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
• позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
• стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
• помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
• стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
• развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
• помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Испробовала такой метод как Мозговой штурм
Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
Организация и проведение мозгового штурма:
1. Подготовительный этап:
o чёткая и понятная формулировка проблемы,
o формирование команды участников и распределение ролей,
o выбор кандидатуры ведущего.
2. Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:
o разработка,
o комбинирование,
o оптимизация идей.
3. Заключительный этап:
o критический анализ,
o оценка,
o отбор наиболее ценных идей.
Примеры вопросов для обсуждения:
• как помешать медведю развалить теремок;
• как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
• как рассказать сказку без слов;
• как нарисовать без красок;
• где найти лето зимой;
• как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.
Метод фокальных объектов
Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
Примеры:
• Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».
• Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.