Татьяна Владимировна Горбатовская
Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:
Публикация «Отчет по самообразованию „Нетрадиционная техника рисования в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• развитию способности нестандартно мыслить;
• готовности к активности творческого характера;
• умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
• формированию эстетического отношения к миру.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Нетрадиционные виды рисования позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Начав свою работу по обучению детей нетрадиционным видам рисования я поставила следующие цели и задачи.
Цели:
1. Изучить используемые способы рисования в дошкольном учреждении. Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук и психических процессов:
• произвольного внимания;
• логического мышления;
• зрительного и слухового восприятия;
• памяти, речи детей.
Задачи:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
3. Систематизация изученного материала.
4. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
5. Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
6. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
7. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Далее составлен план организации работы, который включал этапы:
I. Сентябрь-ноябрь. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
II. Декабрь-январь. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
III. Февраль-апрель. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Работа с родителями по развитию творческих способностей детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.
IV. Май. Изготовление альбома с рисунками по нетрадиционной технике рисования. Выставка детских работ. Открытое занятие для педагогов ДОУ по нетрадиционному рисованию. Диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» на конец года.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Использовала нетрадиционные виды рисования:
- Рисование отпечатками ладошек, ватными палочками, тычком, вилкой;
- Отпечаток листьями растений, штампами;
- Рисование губкой.
В работе также прослеживалась интеграция образовательных областей.
Задачи по образовательным областям:
«Художественно – эстетическое развитие»
1. Формировать умения следовать устным инструкциям.
2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
«Познавательное развитие»
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
4. Развивать пространственное воображение.
«Социально – коммуникативное развитие»
1. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Работа по использованию детьми нетрадиционных видов рисования строилась на основе следующих методов и приемов:
• словесный (беседа, рассказ)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.
Приготовила и разместила в уголке рисования следующие игры:
- «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?»
- «Составь композицию», «Составь фигуру»
- «Преврати пятно во что хочешь», «Угадай животное»
- Лото «Узнай элемент узора».
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо моторных навыков;
-оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Как правильно похвалить ребенка?», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи»;
-подготовку и проведение родительского собрания на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии ребенка»;
-подготовка и проведение мастер-класса для родителей «Развитие воображения у старших дошкольников»;
-подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
«Волшебные узоры», «Наши руки не знают скуки!»
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.