Светлана Нарольская
Занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему :
«Зимушка-Зима!»
Время проведения:19.12.2017г.
Цели:
1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.
2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
3. Закрепить грамматические категории:
• Навыки подбора существительного к прилагательному;
• Согласование числительных с существительными.
Публикация «Занятие по развитию речи „Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать любовь к природе родного края;
6. Учить детей выражать своё настроение мимикой и жестами, развивать координацию движений;
7. Снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз;
8. Координация речи с движением;
9. Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
Материал: плакаты "круг зимних явлений", "зимние развлечения", "снежки" из поролона, осенние листочки и снежинки из ткани с петельками, дерево с пуговицами, диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики, массажные дощечки, снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, ТРИЗ технология
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ничего не знает.
Он живёт в цветочном городе.
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад.
Стук в дверь: В группу заходит Незнайка.
Незнайка: А вот и я! Здравствуйте мои друзья.
Дети здороваются с Незнайкой.
Незнайка: Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима?
Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. («Волшебные круги Луллия»)
Дети садятся на ковер вокруг круга.
Вопросы:
• Что бывает зимой?
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад)
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
• Какое природное явление бывает на Севере зимой? (Полярная ночь, северное сияние.)
Незнайка: Большое спасибо, ребята. Сколько интересного, я узнал о зиме.
Воспитатель: Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил.
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.
Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.
Незнайка: Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?
Воспитатель: Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе.
Самомассаж биологически активных точек
«Наступили холода».
Да – да – да, (потереть ладошки друг о друга.)
Наступили холода
Да – да – да, (Мягко провести большими пальцами рук по шее
Превратилась в лед вода. сверху вниз).
Ду – ду – ду, (Указательными пальцами помассировать крылья носа)
Поскользнусь я на льду.
Ду – ду – ду (Хлопки в ладоши)
Ну, заяц, погоди!, (Растереть ладонями уши)
Я на лыжах иду.
Ды – ды – ды, (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично)
На снегу есть следы. (Растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Ди – ди – ди, (Погрозить пальцем)
Воспитатель: Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Ребята, назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.
Дети: Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, комбинезон, штаны, сапоги, валенки.
Незнайка: У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть
дома?
Воспитатель: Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.
Дети: Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.
Воспитатель: Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы.
Пластический этюд «Зимние забавы»
Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Подвижная игра «Попади в цель"
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок (одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).
Незнайка: Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки.
Воспитатель: Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки.
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева).
Раз, два, три, четыре. Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладонь,
гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.
Два – поймаем, Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют снежок.
И сломаем. Топают на месте.
Воспитатель: Ребята садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню…
Дети открывают глаза.
Незнайка: Мне очень понравилась песенка вьюги.
Воспитатель: Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?
Дети: На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев.
Воспитатель: Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки.
Дети выполняют задание.
Незнайка: Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».
Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).
Незнайка: Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе.
Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь поиграть с ребятами со снежинками.
Незнайка: Да! Очень хочу! Только я не умею играть со снежинками.
Воспитатель: А мы с ребятами тебя научим.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.
Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Воспитатель: Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать
к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
• Снежный – ком, дом;
• Холодное – утро, солнце, дыхание;
• Морозный – день, воздух, узор, ветер;
• Снежная – горка, улица;
• Трескучий – мороз, лёд;
• Зимняя – дорога, ветер, мороз;
• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;
• Колючий - ветер, мороз.
Незнайка: Ребята, у нас в стране ветер теплый и ласковый, а у вас ветер морозный и колючий.
Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем, каким морозным может быть ветер. Посмотри, Незнайка, какие у нас с ребятами есть волшебные дощечки.
Воспитатель раздает каждому ребенку дощечку для массажа пальчиков.
• Проведите, пальчиком по дощечке, а теперь проведите ладошкой. Ощутите, какой может быть колючий ветер и мороз зимой.
• Нарисуйте пальчиком снежинку. Ветер подхватил снежинку и закружил ее. Проведите по кругу пальчиками, ладошкой.
Итог:
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось у нас?
Незнайка: Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима.
Воспитатель: На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами.
Дети дарят снежинки Незнайке.
Незнайка: Спасибо вам за подарки! До новых встреч, ребята! (уходит)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Я хочу подарить вам раскраски с зимними забавами.
Воспитатель дарит детям раскраски