Роза Тарасова
«На лесной поляне». Итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Образовательная: закрепить знания о жизни и особенностях насекомых; развитие связной речи, работа над лексико-грамматическим строем речи; активизация познавательной деятельности; развитие мелкой моторики; закрепить умение использовать мнемосхемы для составления рассказа о насекомых. Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, любознательность, любовь к природе и бережного отношения к насекомым. Методы: Словесные: беседа, вопросы, художественное слово. Предшествующая работа: чтение рассказов о насекомых ; составление рассказов поопорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадоко насекомых; дидактические игры: «Скажи правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково»,«Доскажи словечко»Материал к занятию : разрезные картинки насекомых, мнемосхема, набор картинок по теме, шапочки насекомых, «Раскат грома»-аудиозапись, мяч.
Публикация «„На лесной поляне“, Итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Ход занятия:
I 1 часть: Организационный момент. (дети стоят в кругу)
Воспитатель: Назовите летние месяцы.
Дети: июнь, июль, август.
Воспитатель: Какие приметы лета вы знаете? Мнемосхема времени года лето :
Дети: ответы детей. Упор делается на мнемосхему.
II. Основная часть. Основная.
1. Воспитатель: Д/Игра "Кто живет в лесу?" (в кругу с мячом)
Дети: зайцы, лисы, медведи, лоси, совы, дятлы, ежи, белки,совы, сороки и т. д.
Слайд № 1 с изображением лесных обитателей.
Воспитатель: Молодцы! Вы верно назвали лесных обитателей, но кого-то не хватает. А кого- мы узнаем, когда соберем разрезные картинки.
2. Воспитатль: Д/Игра "Собери картинку".Дети из частей собирают изображения насекомых.
Слайд №2 с изображением насекомых.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих лесных жителей?
Дети: Насекомые.
3. Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие на лесную полянку. Нам надо превратиться в насекомых. (Одевают шапочки насекомых и встают в круг)
Произносим волшебные слова:
Вокруг себя повернусь,
В насекомого превращусь.
4. Воспитатель: Поиграем в Д/игру "Скажи какой и что умеет делать"
(на ковре стоят в кругу с мячом. Воспитатель показывает предметную картину с изображением насекомых)
Воспитатель: Комар какой?
Ребенок: Комар маленький, кровососущий, длинноносый.
Воспитатель:Что умеет делать?
Ребенок:Умеет летать, кусать, пить кровь.
Воспитатель: Бабочка какая?
Ребенок: Бабочка красивая, пестрокрылая.
Воспитатель : Что умеет делать?
Ребенок:Умеет летать, кружиться, порхать.
Воспитатель: Муравей какой?
Ребенок: Муравей маленький, трудолюбивый.
Воспитатель: Что умеет делать?
Ребенок:Умеет ползать, трудиться, строить муравейник.
Воспитатель: Жук какой?
Ребенок: Жук коричневый, длинноусый.
Умеет летать, ползать, жужжать.
Воспитатель: Кузнечик какой?
Ребенок: Кузнечик зеленый, стрекочущий. Умеет прыгать, скакать
Воспитатель: Пчела какая?
Ребенок: Пчела мохнатая, трудолюбивая.
Умеет летать, жужжать, собирать нектар.
5. Дыхательная гимнастика «Божья коровка».
Положите их на ладошку божьих коробок (божья коровка-предметная картинка).Давайте скажем слова и дунем – чья коровка дальше улетит?
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной!
6. Дети садятся на стулья. (Звучит раскат грома).
Слайд № 3 Изображение дождя. (Звуки дождя в аудиозаписи).
Воспитатель : Ой! Пошел дождь. А почему насекомые боятся дождя? (ответы детей).
Дети: Боятся замочить крылышки, не смогут летать.
Слайд № 4. Мнемосхема предлогов.
Воспитатель: Помогите насекомым укрыться от дождя. Составьте предложения используя слова В и ПОД. (дети называют предлоги. Затем, воспитатель указывает на тот или иной предлог и дети отвечают на вопрос)
- Где спрячется бабочка? Бабочка спрячется под цветком
- Куда уползет муравей? Муравей уползет в муравейник
- Куда ускачет кузнечик? Кузнечик ускачет в траву
- Где укроется жук? Жук укроется под кору дерева.
- Где спрячется пчела? Пчела спрячется в улье.
Воспитатель : молодцы!
7. Физминутка Слайд № 5 изображение муравьев.
«Дружные муравьи» (стоят на ковре)
От друзей муравьишка отстал (прижимаем ладони к щекам).
Опоздал он и очень устал, (качаем головой).
В муравейник скорей побежал, (бег на месте).
Но друзей он своих не догнал, (прижимаем ладони к щекам, качаем головой).
Ну а солнце за лес уж зашло, (присели).
Стало страшно и очень темно, (обхватили себя руками).
Хорошо, что друзья помогли, (берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз).
Муравьишку домой привели.
8. Дидактическая игра «Составление рассказа о насекомом по мнемосхеме
Воспитатель: Выберите насекомое, о котором вам хотелось бы составить рассказ.
(дети выбирают, сели за столы перед доской, на тарелочках карточки мнемосхемы)
Слайд № 6 мнемосхема составления рассказа о насекомых.
Воспитатель: Посмотрите на таблицу - схему, по которой мы будем составлять рассказ. Все обозначения вам понятны?
Дети: да.
Воспитатель: Давайте составим рассказ по цепочке о жуке.
Это жук. Он небольшое насекомое, коричневого цвета. У него есть голова, грудь и брюшко. На голове глаза, рот, два усика. У жука по два крылышка с каждой стороны и шесть лапок. Жужжит. Питается он листьями и корой деревьев. Жук умеет летать, ползать. Он живет в траве, на деревьях. Зимой прячется в кору деревьев, уходит под землю в нору. Пользы не приносит.
Воспитатель: Кто готов самостоятельно рассказать о жуке?
Рассказ 2-3 детей.
Воспитатель: МОЛОДЦЫ. Чей рассказ вам понравился больше всего.
Воспитатель: Нам пора произнести волшебные слова и превратиться из насекомых в детей.
Вокруг себя повернись,
И в ребенка превратись.
3 часть: Подведение итогов
Воспитатель :Вот и подошло к концу наше необычное занятие.
Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?
В кого превращались?
А кто из вас каким насекомым был? (ответы детей).
Скажите, как нужно вести себя в лесу?