Елена Петухова
Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-технологии в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: «Путешествие в зимний лес».
Программное содержание: обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания, их жизнедеятельности в зимнее время года. Упражнять детей в составлении описательных рассказов с применением методов ТРИЗ. Способствовать развитию связной речи ; активизировать словарь по данной теме; учить образовывать притяжательные прилагательные, развивать навык словообразования.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-технологии в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Обучать детей умению самостоятельно делать выводы, решая исследовательские задачи, делать фантастические преобразования объекта;
Развивать системное мышление закреплять умение моделировать, пользуясь методами ТРИЗ ; воспитывать сострадание к животным, желание помогать им; Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы. Вызывать чувство эмпатии к животным.
Формировать у детей умение воплощать в рисунке свои фантастические идеи, замыслы. Развивать воображение, творческие способности детей.
Предварительная работа: Беседа с детьми о жизни диких животных, рассматривание картин с изображением диких животных, игры с кругами Луллия, д/игра «Опиши мы отгадаем», д/игра «Чей хвост, чья голова?»,
д. /игра «Волшебный экран»-работа по системному оператору, работа по моделированию с маленькими человечками (ММЧ, д/игра «данетка»,отгадывание загадок о диких животных.
Материал к занятию : комочек снега, корзинка, салфетка, конверт с письмом, картинки диких животных, птиц к игре «Кто лишний», карточки – схемы для СО (снежинка, животное, Круги Луллия, карточки-схемы ММЧ.
Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши, краски, баночки с водой, кисточки.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся
Дети здороваются.
Психогимнастика
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие,
Все у нас пригожие!
В. : Ребята какое у нас сейчас время года?
Д. : Зима.
В. : Назовите признаки зимы (ответы детей)
На столе стоит корзинка, полностью накрытая куском ткани, так чтобы детям не было видно. В корзинке лежит снег.
В. : Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что у меня в корзинке спрятано, вы должны будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Я вам немножко подскажу, то что лежит у меня в корзинке связано с зимой.
Игра «Да-нетка»
В. : Молодцы, ребята, угадали.
Воспитатель снимает ткань.
В. : Ребята, снег тает. Почему? Что нужно сделать, чтобы снег совсем не растаял? Метод «Мозговой штурм»
(Дети высказывает свои предположения)
В. : Ребята, давайте присядем, подумаем и скажем снег, зима – это хорошо или плохо? Обсуждение с детьми противоречий («Метод противоречий»)
В. : Как вы думаете, что такое снег и откуда он взялся. Давайте расскажем нашим гостям.
Воспитатель предлагает детям таблицу - девятиэкранку по системному оператору (описание снежинки, включая моделирование маленькими человечками (ММЧ).
В. : Ребята, а сейчас давайте поиграем в снежки.
Пальчиковая игра «Снежок» (Н. Нищева).
Раз, два, три, четыре. Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладонь,
гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Смотрят вверх подбрасывают
воображаемый снежок.
Два – поймаем, Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют снежок.
И сломаем. Топают на месте.
В группу вносят конверт с письмом.
Воспитатель читает:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нас срочно помирите!»
Жители леса.
В. : Ну что, отправимся на помощь к животным? Тогда, закройте глаза.
1-2-3-4-5-будем мы сейчас играть. (Звучит запись.) Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу.
Дети садятся за столы.
В. : Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
Д. : Дикие животные.
В. : Почему их называют дикими животными?
Д. : Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
В. : Ребята, посмотрите на доску и скажите кто здесь лишний и почему.
Дид. игра «Кто лишний»
В. : Ребята, животные хотят с вами поиграть, покататься на лифте.
Работа по системному оператору (СО)
Дети рассказывают о животном, опираясь на карточки схемы: кто это? Что он умеет делать? Чем он питается? Какие части тела у него есть? Где живёт? Кто его друзья? Кем был этот зверёк раньше? Какие были части тела у него раньше? Умел ли он выполнять и делать то, о чём мы говорили? Как вы думаете, какая жизнь у зайки будет в дальнейшем? От чего это зависит.
Физкультминутка
«Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у Зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся, кто-то по лесу крадётся.
Зайка путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок, обернулся — и под кустиком свернулся,
словно беленький клубок, чтоб найти никто не мог»
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся, ежик встал и потянулся.
/ дети имитируют движение животных/
В. : Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вам старичок Лесовичок :
Летним днем, простой тропой,
Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал….
Дети: зайчонок.
Воспитатель: За мамой волчицей топал…
Дети: волчонок.
Воспитатель: За мамой лисицей крался….
Дети: лисенок.
Воспитатель: За мамой медведицей шел …
Дети: медвежонок.
Воспитатель: За мамой бельчихой скакал….
Дети: бельчонок.
Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….
Дети: ежонок.
В. : — Молодцы, верно! А теперь игра – шутка. Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны. Расстроились звери. Помогите зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Дидактическая игра «Чей это хвост?»
У зайца хвост лисы – он (лисий)
У волка хвост зайца – он (заячий)
У медведя хвост белки – он (беличий)
У зайца хвост медведя – он (медвежий)
Теперь все звери нашли свои хвосты
В. : А теперь давайте присядем на полянке и отдохнем. Проводятся игры:
Игра с кругами Луллия.
Игра «Опиши, мы отгадаем»
Игра эмпатия. Предлагаю (по желанию детей) изобразить животных. Примерный рассказ детей:
Я меленькая белочка. Живу в лесу на дереве. Мой дом называется дупло. Я там прячусь от дождя и ветра. У меня большой пушистый хвостик. Я люблю грызть орешки, шишки. А еще на зиму я запасаю грибочки…
Метод фантастических аналогий: Словесная игра: «Что было бы, если бы заяц был с ростом с медведя., что будет, если встретятся лиса и заяц. Давайте заменим действие «съест». На что мы его можем заменить? (погладит, улыбнется, пригласит в кино и т. д.). и что получится?» Фантазируют, высказывают свои версии
Изодеятельность «Необычное животное».
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю нарисовать необычное животное. Я надеюсь, что ваши животные будут необычными, добрыми, веселыми.
(Звучит музыка. Дети рисуют)
Итог:– Ребята вот и подходит к концу наше путешествие. Благодаря вам оно получилось у нас очень интересным. Вы все очень дружные и умные. Я вами горжусь.
В. : Вам понравилось наше приключение?
В. : Где мы сегодня побывали?
В. : Кому мы сегодня помогли?
В. : Какие игры вам понравились?
В. : Вы все молодцы, замечательно занимались.
Ой, посмотрите, в нашей корзинке еще, что то есть. Ребята да в корзинке гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.