Кузнецова Наталья Юрьевна
Конспект итогового занятия по развитию речи «Приметы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:
Формировать и развивать связную речь, умение строить свои высказывание связывая слова в предложении в правильной последовательности.
Задачи:
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, закрепить характерных признаках весны, умение различать и называть птиц по внешнему виду.
Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;
Воспитывать инициативность и самостоятельность в составление мини-рассказа по серии картинок; закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Приметы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, тематические беседы о приметах Весны, рассматривание картинок и фотографий о весеннем пробуждении природы, прослушивание ТСО с голосами птиц, беседа- описание «Перелетные птицы»; наблюдение за природными явлениями на участке, прослушивание и заучивание стихов о весне, дидактические игры «Насекомые», «Птицы».
Форма организации детей: групповая.
Оборудование: тематические картинки с признаками весны, схема-подсказка для описании птиц, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Солнышко греет все ярче и теплее, а воздух начинает пахнуть как-то по-особенному весенней свежестью. Это время года нравиться не только людям, но и всем природным обитателям. И сегодня мы с вами расскажем нашим гостям какие изменения произошли в природе и какие заботы у лесных жителей в весеннем лесу.
Д/Игра «Скажи ласково», проводится в кругу с мячом.
Весной хочется говорить только ласковые слова. Давайте назовем ласково все, что окружает нас в природе. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
Воспитатель: - Молодцы, сколько тепла вы подарили своими словами родной природе.
- Ой, а кто это в наших растениях спрятался? (дети-это птицы)
-Ребята, да это же силуэты птиц, я кажется поняла, птички тоже решили с вами поиграть. Надо их угадать по силуэту и описать ее внешний вид, тогда они и появятся. (Дети называют птицу по силуэту, описывают особенности внешнего вида по нарисованной схеме (голова и клюв, туловище и яйцо, крыло, хвост, лапы, питание). После описания, воспитатель показывает картинку птицы.
Ласточка---красивая, очень маленькая птичка. У нее головка маленькая, черного цвета, шейка коротенькая. Клювик очень маленький, треугольный. Спинка тоже черненькая, крылья и хвост черные. Летают ласточки быстро, потому, что у них длинные, острые крылья, сильный острый раздвоенный хвост. И только грудка у ласточки белая, с красно-синим галстуком. Лапки коротеньки, слабенькие, с маленькими коготками. Живут ласточки поблизости от человека, вьют свои гнезда из веточек, сухих травинок, соломинок, пушинок под крышей домов. Ласточки питаются мелкими насекомыми, мухами личинками, комарами и ловят их в воздухе на лету.
Грач. Окраска тела черная с фиолетовым отливом. Клюв большой, острый, ноги черные с сильными когтями, чтобы удобно было рыть почву. Он ест крупных насекомых, личинок майского жука, опасного полевого вредителя, этим он приносит пользу человеку в хозяйстве. Строит гнездо из прутиков на самой макушке дерева.
Кукушка небольшая птица, с острым клювом, серыми крыльями, грудка – в серо-белую полоску.
Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда. Кукушка не может выкормить свое потомство, потому что питается мохнатыми, ядовитыми гусеницами, которыми птенцы питаться не могут. Вот и приходится другим птицам выкармливать чужого птенца мошками и комарами.
Гусь - это водоплавающая птица, обитает на водоёмах со стоячей водой (болота, озёра, пруды) У них длинная шея, короткие красные или оранжевые лапы, пальцы на лапах соединены перепонкой. Питаются почти исключительно растительной пищей, главным образом — зелёными частями растений и семенами. С помощью клюва, снабжённого острыми зубчиками по краям, они щиплют траву, злаки, обрывают листья, ягоды, стручки и колосья.
Воспитатель: Вы правильно рассказали об этих птицах, проверить свои ответы можете по картинкам, которые появились у нас после ваших рассказов. Скажите, а какие одним словом эти птицы- перелетные.
А сейчас мы немного отдохнем: физминутка «Апрель»
Апрель, апрель (хлопаем в ладоши)
На дворе звенит капель (Пальчиком стучим по ладошке)
По полям бегут ручьи (движение рук лодочкой)
По дорогам лужи
Скоро выйдут муравьи после долгой стужи (движение пальцами)
Пробирается медведь (покачивание, с махами рук в стороны)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь (махи руками «крыльями»)
И расцвел подснежник (приседание- руки вверх)
Воспитатель: Много красивых теплых, нежных слов поэты посвящали этому времени года (стихотворение рассказывает ребенок, писатели описывали весенние явления природы и жизнь животных и птиц в своих книгах, вот и мы сейчас составим свои рассказы об этом замечательном времени года.
Составление мини рассказа по серии картинок о Весне (по собственным рисункам детей)
Итог Занятия : Лексическая игра «Помощники весны»
Сегодня мы с вами проделали большую работу. Разобрали и закрепили все весенние признаки, узнали о жизни птиц и животных. Ребята, а что бы Родная природа вас всегда радовала относитесь к ней бережно и с любовью. Весна приготовила вам сюрприз, а чтобы его получить надо помочь весне, растопить снежный сугроб и увидите, что спрятано под сугробом снега. Надо вспомнить весенние приметы, о которых мы сегодня говорили на занятии. Вы говорите и только потом – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. Под снегом детей ждет сюрприз (сладкие червячки). А когда снег тает, что получается? Ручьи! Земля прогревается и насекомые просыпаются. Молодцы!