Казарина Наталья Николаевна
Методическая разработка Занятия по развитию речи в Старшей группе «Приметы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад № 13 "Улыбка"
Конкурс " Калейдоскоп методических идей"
Номинация: "Методическая разработка занятия по направлениям внеурочной деятельности"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
по развитию речи
(вариативная деятельность)
"Приметы осени"
Воспитатель:
Казарина Наталья Николаевна
2017год
Цель:
- продолжать учить детей составлять рассказ по сериям картин «Времена года – осень;
Публикация «Методическая разработка Занятия по развитию речи в Старшей группе „Приметы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь;
- познакомить детей со стихами об осени;
Задачи:
- знакомить с осенними приметами (ветер, дождь, листопад);
- обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
- вызывать положительный отклик на игровые действия.
Оборудование:
Демонстрационный материал ("Осень", 2 листочка с загадками, картинки- помощники к загадкам, мяч, презентация "Время года – осень", игрушки.
Место проведения: учебная комната.
Предварительная работа: перед занятием обратить внимание детей на небольшую выставку книг на тему осень. Попросить запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осенней тропинке.
Дети идут по тропинке из листьев.
Ребята, а куда нас привела тропинка?
Дети. В осенний лес.
Воспитатель. А по какой тропинке мы сюда пришли? Как можно её назвать?
Дети. По осенней, из листьев.
Воспитатель. Проходите, пожалуйста, садитесь на волшебные пенёчки.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
О каком времени года говорится в этой загадке?
Дети. об осени.
Воспитатель. Назовите, пожалуйста все осенние месяца.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать об осени?
Дети. золотая, дождливая, поздняя, ранняя, снежная.
Воспитатель. Молодцы. Как можно осень назвать ласково?
Дети. Золотая, красивая, радужная.
Воспитатель. Вы описали осень. Послушайте, как описывает осень поэт.
Осень.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт.
Ребята, какое время года описывает поэт К. Бальмонт в своём стихотворении?
Дети. Осень.
Воспитатель. Какое явление природы описывается в этом стихотворении?
Дети. Холод, дождь, птицы улетают.
Воспитатель. Ребята посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какое время года здесь изображено? Почему вы решили, что на картине осень?
Дети отвечают.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, какие изменения происходят с природой, животными, людьми, птицами?
Дети отвечают.
Ребята, осенью некоторые птицы остаются зимовать, но под снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как им можно помочь?
Дети. Нужно сделать им кормушки на зиму.
Воспитатель. А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются зимовать?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Правильно. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Дети встают в круг, проводится физкультминутка.
Физкультминутка.
«Гриб»
Гриша шёл-шёл-шёл, шагаем на месте
Белый гриб нашёл. хлопки в ладоши
Раз-грибок, наклоны вперед
Два грибок, наклоны вперёд
Три грибок, наклоны вперёд
Положил их в кузовок. шагаем на месте
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными).
Ребята, посмотрите, какие большие и красивые листочки есть у меня. С каких они деревьев, кто знает? Эти листочки не простые, а с загадками.
Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся.
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад
Это просто….
(листопад).
Пришла без красок.
И без кисти.
Но перекрасила все листья.
(осень).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это….
(дождь).
Рыжий Егорка
Упал на озёрко
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист).
Сентябрёв - внук
Октябрёв - сын
Зиме родной - брат.
(ноябрь).
Ребята, так без чего не бывает осень?
Дети. Без дождей, без листопада.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету».
Дети встают в круг, игра проводится с мячом.
1. Урожай на рябину – к морозной зиме.
2. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
3. Весна даёт цветы, а осень – плоды.
4. В сентябре лето кончается, - осень начинается.
5. Много воды – много травы.
6. Иней на деревьях – значит быть морозу.
Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?
Дети. Играть, бегать.
Воспитатель. Ребята посмотрите какая красивая корзинка, давайте посмотрим, что тут лежит. (смотрим в корзинку, там листики). Я рада, что вы знаете так много интересного об осени, и хочу подарить вам листочки.
Литература.
1. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду.
2. И. Г. Семеренко. В мире природы. Пособие для детей, родителей и преподавателей.
3. Времена года в старых русских пословицах.
4. Наглядно дидактическое пособие рассказы по картинкам «Времена года».
5. О. С. Ушакова. Программа развития речи дошкольников
6. О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет.