Светлана Леонова
«Весна». Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
2. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме «Весна».
3. Развивать интерес к театрализованным играм.
4. Развитие умения подбирать действия и признаки.
5. Воспитание бережного отношения к природе.
Публикация «„Весна“, Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Формирование умения работать в коллективе.
Оборудование: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, шапочки зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Ребята, отгадайте загадку:
Приходит с добром
Веет теплом
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).
- Да, ребята, вот и наступила весна.
-А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).
-А сейчас, какой месяц, ребята? (март).
-Ребята, как в народе называли март? (март - капельник)
-Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель, (снег на крышах тает, капает вода).
- А как называли апрель? (апрель-водолей).
- Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)
- Как называли май? (май цветень).
- Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы).
Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.
- Зима ушла, а весна? (пришла).
-Зима холодная, а весна? (теплая).
- Зимой солнце морозит, а весной? (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной? (низкие).
-Зимой дни – короткие, а весной? (длинные)
Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны?
- Что весной бежит, журчит? (ручей).
-Что весной капает, звенит? (капель).
-Что весной греет, светит, припекает? (солнце).
А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки». Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.
1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)
2. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)
3. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)
4. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)
5. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)
6. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).
Ребята скажите: -весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное)
– весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые)
– весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое)
– весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).
- Молодцы, ребята.
Игра «Один и много».
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда
Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья
Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники
Лужа – лужи река – реки
- Молодцы, садитесь.
-Ребята, вы все знаете сказку «Колобок?». (Да).
- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она «Как колобок весну встречал».
Инсценировка по сказке «Как колобок весну встречал».
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка: Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою.
Поёт песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь: Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво) :
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
Завершение занятия.
- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
- Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. А теперь пора и поиграть.
Игра “Воробышки и дождик”
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.