Татьяна Цыганкова
Итоговое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе «Поможем солнышку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания, умения и навыки детей по разделу «Обучение грамоте».
Образовательные задачи:
• закреплять умение выполнять звуковой анализ слова;
• продолжать учить составлять предложение по набору слов, называть слова на заданный звук; определять местоположение звука в слове.
.закреплять знания о гласных и согласных звуках;
• упражнять в составлении графических схем предложений;
Развивающие задачи:
Публикация «Итоговое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе „Поможем солнышку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• продолжать развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на поставленные вопросы;
• развивать логическое мышление, внимание, память;
• продолжать развивать умение согласовывать прилагательные с существительным;
• развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные задачи:
• воспитывать усидчивость, развивать умение доводить начатое дело до конца;
• воспитывать умение оценивать работу свою и своих товарищей.
Предварительная работа: занятия по подготовке к обучению грамоте; дидактические игры, задания направленные на развитие мышления, воображения, памяти, восприятия, речи.
Оборудование: «Мешок историй»,письмо, посылка с заданиями, мяч, мольберт, магнитная доска, маркер, круги Лулия,
слоговые схемы, карточки для звукового анализа, фишки, плакат со слогами, перфокарты, карандаши по количеству детей.
Используемые технологии: Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, круги Лулия, Сторисек, Перфокарты, ИКТ, элементы технологии Е. Колесниковой, рефлексия по Блуму.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями на трёх языках.
Круг радости:
Мы солнцу скажем : «Здравствуй!»
Мы небу скажем: «Здравствуй!»
Гостям мы скажем : «Здравствуйте!»
Пусть утро будет ясным!
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Желаем мы вам счастья, любви и доброты.
Воспитатель
Дети у вас сегодня хорошее настроение? Давайте, передадим его нашим гостям. (Сдувают с ладошки)
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие к Весне
Мы отправимся сейчас!
Ветерок весенний вертит…
И принес он нам мешок
Ну, быстрее посмотри,
Что такое там внутри…
А в мешке лежит конверт. Достаёт письмо, читает его.
«Дорогие, дети! Я весеннее тёплое солнышко! Послало я свои лучи Весне в помощь, а злой волшебник Чародей забрал и спрятал их.
Помогите их найти! Злой волшебник обещал отдать мои лучики. если вы выполните все его задания.»
На экране появляется солнце без лучей.
Воспитатель: Дети, вы готовы помочь солнышку? На вашем пути будет много трудных заданий, а чтобы правильно их выполнить, мы проверим ваши знания.
(Присаживаемся на лавочки)
Вопросы:
• Что такое звуки?
• • Чем отличается «звук» от «буквы»? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
• Из чего состоит наша речь?
• Из чего состоит предложение? (из слов)
• Из чего состоят слова?
• Какие знаки препинания могут стоять в конце предложений?
• С какой буквы пишется первое слово в предложении?
• Что такое слог?
• Чем отличаются короткие слова от длинных? (В коротких словах мало звуков).
• Назовите короткие слова. (Дом, кот)
• Назовите длинные слова. (Дерево, забор).
• Какая бывает речь?
• Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
А что вы можете рассказать о звуках?
Инсценировка: «Что такое звуки?»
Гласные, согласные…
Трудные, ужасные…
Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стал я поумней!
«Голос» называли «глас» —
Вот и гласные у нас:
А, О, И, Е, У, Я, Ы —
Голосом протянем мы.
Иль, к примеру, буква Ё —
Тянем голосом её.
Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?
Нету гласных — нет слогов,
Без слогов не будет слов.
Вместе повторим, друзья:
Десять гласных знаю я:
А, Я, У, Ю, О, Ё, И,
Е, Э и, конечно, Ы!
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
А кто согласен с гласными?
Конечно же, согласные!
Мы с громким шумом их произнесём,
Мы голосу поможем языком,
А иногда зубами,
И нёбом, и губами.
Звуки те согласные
Все такие разные:
Они бывают Звонкие —
Бывают и глухие —
Есть твердые и мягкие,
Бывают и другие…
Вот, давайте, например
Приведем такой пример:
Ш и Щ — мы шипим,
С — как будто свистим,
М — мычим,
Р — рычим…
Ж — жужжим,
З — зудим,
Стало легче понимать?
Будем верно отвечать?
Гласные, согласные…
Милые, прекрасные!
А, сейчас давайте еще раз, заглянем в «Мешок историй». Посмотрите, здесь лежит посылка от Чародея. А в ней задания, которые вы должны выполнить.
Задание №1.
«Исправь ошибку»
На карточках написаны слова, дети составляют предложения по набору слов.
• Весна, пришла,нам, к.
• Кораблики, дети, лужах, в, пускают.
• Конфеты, вкусные, мама, купила, магазине, в.
• Работу, папа, на, пошёл.
•Деревьях, на, сидят, птицы.
(азаша алай? Птицы, конфеты, весна, деревья, дети)
Записать предложения графически.
(На экране появляется солнышко с одним лучиком).
Задание №2.
«Назови слово на заданный звук» (круги Лулия)
Дети становятся в круг. Вращают стрелку на барабане. Выбранная картинка должна соответствовать букве на которую смотрит стрелка. Далее дети должны определить местоположения заданного звука.
(На экране появляется солнышко с двумя лучиками).
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл…
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать. (3 раза)
Задание №3.
«Звуковой анализ слова. (за столами). Деление слова на слоги
Воспитатель:
Как всегда, загадка (жмба) поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка.
Дети давайте скажем слово Роза так, чтобы мы услышали первый звук.
(Дети по очереди рассказывают про звуки)
Звук Р гласный или согласный? произносится твердо или мягко? (твёрдо…. Сколько всего звуков в слове Роза? (четыре). Прочитайте слово ещё раз и выделим ударный слог. Назовите согласные звуки в этом слове. (Р, З) Сколько в слове гласных? (два). Назовите гласные. (О, А)
Какое мы знаем правило – в слове, сколько гласных звуков столько и слогов.
(На экране появляется солнышко с тремя лучиками).
Задание №4. Работа со слоговыми схемами
Дети определяют сколько слогов в слове и на какой звук падает ударение.
Слова: Кот, кошка, кит, собака, стол, ракета, медведь, самокат, весна, снег, машина, самолёт, гроза, замок,
(Говорят на казахском и английском)
(На экране появляется солнышко с четырьмя лучами).
Задание №5. Работа с перфокартами.
Детям предлагается на листе напечатать слово Мама, используя при этом перфокарты.
(На экране появляется солнышко с четырьмя лучами).
Гимнастика для глаз
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали? Открываем…
А теперь мы поморгаем.
Правый, левый, правый, левый
Открывай теперь их смело.
(пройдёмте на лавочки)
Задание №6.
«Ребусы»
Воспитатель предлагает детям прочитать зашифрованные слова.
(На экране появляется солнышко с пятью лучами).
Задание №7. Дети, посмотрите какие у нас красивые шарики (на плакате, но злой волшебник и тут постарался. Он поднял такой ветер, что все шарики запутались. Надо их распутать и прочитать слова, которые на них написаны.
(На экране появляется солнышко с шестью лучами).
Задание №8.
Воспитатель: Ребята, злой Чародей приготовил вам еще одно задание. У вас на столах разложены секретные карточки. Скажу по секрету, там зашифрованы слова. Если вы правильно выполните задание, мы узнаем, что про вас думает солнышко. Пройдите тихонько за столы и возьмите карточки.
У вас на карточках написана строчка из букв.
Задание: зачеркните в строчке все буквы Ы.
ЫЫМОЫЛОДЕЦЫ: А теперь прочитаем что получилось. Вот мы и справились со всеми заданиями.
(На экране появляется весёлое солнышко).
Воспитатель: А теперь заглянем в наш «Мешок историй», что же там еще лежит. Здесь лежит подарок от нашего солнышка. Спасибо тебе, солныщко. Посмотрите, Чародей вернул нашему солнышку все лучики. И теперь солнышко опять будет помогать Весне и согревать всех нас.
Рефлексия: Дети вам понравилось наше занятие? Что мы делали на занятии?
Если вам занятие понравилось, поднимите пальчик вверх, если не понравилось или было трудно опустите пальчик вниз.