Ольга Почкалова
Итоговое занятие кружка «Читаем сами» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель кружка : Почкалова О. Н.
Цель: Совершенствование фонематического слуха, обеспечение развития звуковой стороны речи детей, создание условий для овладения детьми грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные. Закреплять умение различать согласные и гласные, твердые и мягкие звуки. Совершенствовать умение делить слова на части.
Развивающие. Развивать фонематический слух: определять место звука в слове.
Воспитательные. Воспитывать речевое внимание, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал: предметные картинки, доска, мячик.
Публикация «Итоговое занятие кружка „Читаем сами“ в средней группе» размещена в разделах
Ход занятия : Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1. Беседа.
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков)
-На какие группы делятся звуки? (На гласные и согласные)
-Вспомним, чем гласные отличаются от согласных? (Гласные можно петь, при произнесении гласных звуков воздух через рот проходит свободно не встречая преграду на своем пути-зубки и язычок не мешают проходить воздуху)
-Ребята, каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным цветом)
-Давайте назовем их (А, У, О, Э, Ы, И)
Проводится игра «Угадай, какую песню поет Язычок»
Дети по движению губ воспитателя угадывают, какую песенку поет язычок.
Сидел Язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и запел: «а-а-а» (Правильно) в каких словах слышится этот звук: (Аня, аист, азбука и др.).
«Хорошая песенка получилась. Спою ка, я теперь другую», — сказал Язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «О-о-о». (Правильно) в каких словах слышится этот звук: (Оля, осень, осы и др.).
Потом Язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у» (Правильно) в каких словах слышится этот звук: (утка, улица, усики и др.)
Наконец Язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». (Правильно) в каких словах слышится этот звук: (Ира, ива, искра и др.)
-А, каким цветом, ребята, обозначаются согласные звуки? (Синим цветом).
-Чем согласные звуки отличаются от гласных? (При произнесение согласных звуков струя воздуха встречает преграду – мешают зубки и язычок)
-Давайте, назовем несколько звуков: (С, З, Ц, Ш)
Проводится игра «Найди пару»
На доске развешаны картинки. Воспитатель снимает одну картинку и спрашивает: «Посмотрите, что нарисовано на картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. (Дети отвечают, теперь внимательно посмотрите на доску и найдите картинку название которой начинается с того же звука, что и ваше слово». Молодцы ребята, все пары подобрали правильно.
Физкульминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
2.- Ребята, мы с вами вспомнили, что звуки бывают гласные и согласные. Но еще мы с вами знаем, что согласные звуки бывают какими? (Твердыми и мягкими).
-Произнесите согласный звук «С», а теперь произнесите его мягче «Сь» ощущается преграда в ваших ротиках при произношении этих звуков? (Да) При произнесении, какого звука «С» или «Сь»? (Мягкого) Правильно, при произнесении мягкого звука преграда как бы удваивается. А еще ребята, мягкий звук обозначается зеленым цветом.
Проводится игра «Назови слова»
На доску вывешиваются кружки синего и зеленого цвета. Воспитатель показывает детям картинки со звуком «С». Дети должны определить, мягкий или твердый звук в словах и правильно определить место под кружками. Также, определяется место звука «С» в слове (начало, середина, конец). (Слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось, семечка, колесо, носок, ананас, гусь).
-Молодцы ребята, вы все очень хорошо справились, а сейчас мы сыграем с вами в игру, чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твердые согласные. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук озорник.
Проводится игра «Озорники»
1. Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель – неглубокое место в реке, озере, море)
2. Девочка поставила веник в уголь. Исправьте ошибку.
3. Хорь пел весело и звонко. Исправьте ошибку. Кто такой хорь?
(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом)
Игра в кругу с мячом «Назови 1-й звук слова»
Воспитатель: «Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать 1-й звук этого слова и перебросить мяч мне».
Примерные слова: (вагон, гриб, гитара, дом, зонт, кубик, слон, кот, мак, нож, флаг, хлеб, шуба, кот, труба).
-Что ж ребята, мы с вами хорошо поиграли, присаживайтесь на свои места.
И в конце нашего занятия, давайте вспомним. Что слова могут делиться на части, какие? (Короткие и длинные)
-Сейчас я, буду вам называть слова, а вы с помощью хлопков, будите определять какое это слово длинное или короткое.
Примерные слова: (Кот, машина, лук, малина, рыба, сын, петух, лось, дом, кино, мяч).
Итог занятия :
-О чем ребята, мы сегодня говорили на занятии? (О звуках)
-Какие бывают звуки? (Ответ детей)
-А, чем еще занимались? (Играли)
-Придете, сегодня домой, расскажите родителям, чем вы занимались и поиграйте с ними в игры.
- А я, каждого из вас хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии, спасибо за то, что были внимательными и старались. И давайте попрощаемся с нашей гостьей.
До свиданья, до свиданья.
Приходите к нам еще.
Мы вас любим горячо.