Твердякова Лариса
Итоговая НОД в форме лингвистической лаборатории проекта «Рассказ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание организационно- и психолого-педагогических условий для исследования языковых явлений.
Задачи:
• формировать связную речь на основе составления рассказов по демонстрируемым действиям, серии сюжетных картиной, одной сюжетной картине;
• активизировать слово- и речетворчество детей по аналогии с образцом взрослого и в рамках принятой роли, а также самостоятельно.
• развивать социальные эмоции: радость от совершаемых открытий. Создавать коллективную обстановку для обсуждения вопроса.
Материал и оборудование:
«профессорские шапочки» с кисточками;
мультимедийное оборудование;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Проекты
- Темочки
карточки с цифрами (1, 2, 3, 4) в двух экземплярах, на обратной стороне которых написаны буквы или слоги (Р, АС, СКА, З);
одинаковые по форме и размеру сюжетные картинки к различным рассказам.
ХОД
Логопед. Ребята мы сегодня попали с вами в лингвистическую лабораторию. Здесь происходят открытия на основе исследовательской деятельности. Для того, чтобы проводить исследования, необходимо надеть вот такие шапочки. Кто хочет побывать в лингвистической лаборатории – наденьте шапочки.
(Желающие дети надевают шапочки, а не желающие остаются зрителями.)
Логопед. Ребята, в нашей лаборатории есть четыре отдела. Каждый из вас выберет тот отдел, где он сможет провести свою исследовательскую работу и сделать свое открытие.
(Дети выбирают карточки с цифрами и объединяются в пары (с одинаковыми цифрами).
Логопед. Посмотрите на свою цифру и подойдите к столику с такой же цифрой. Обратите внимание на картинки на вашем столике и скажите, что с ними можно сделать.
Дети. Можно рассмотреть.
Можно составить рассказ.
(Логопед подходит к первому столику.)
Логопед. Внимательно рассмотрите все картинки. Определите, какая картинка лишняя. Объясните, почему она не подходит к сюжету. Расставьте картинки по порядку. Придумайте название истории. Подробно, связно, последовательно расскажите о том, что произошло с героями этих картинок.
(Дети выполняют задание.)
(Логопед подходит ко второму столику.)
Логопед. Внимательно рассмотрите все картинки, учитывая, что на них изображены две различные истории. Расставьте по порядку картинки для первой, а затем для второй истории. Придумайте название историям. Подробно, связно, последовательно расскажите первую историю, а потом вторую.
(Дети выполняют задание.)
(Логопед подходит к третьему столику.)
Логопед. Внимательно рассмотрите картинки. Сложите свою картинку из разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Придумайте название картинкам. Затем подробно расскажите, как получилась такая интересная и необычная картина.
(Дети выполняют задание.)
(Логопед подходит к четвертому столику.)
Логопед. Внимательно рассмотрите картинку. Представьте, что вы работаете экскурсоводами и должны рассказать все о содержании и исполнении картины ребятам, которые пришли в музей на экскурсию. Придумайте название картине.
(Дети выполняют задание.)
Логопед. Посмотрите, сколько много в корзине разных предметов, хватит всем. Какие действия с ними можно показать? Постарайтесь показать как можно больше действий. А на экране будет появляться очередной мячик, если действие будет новое.
(Дети показывают разнообразные действия с мячами и называют их.)
Логопед. Давайте посчитаем, сколько нам удалось придумать действий с мячом.
Логопед. Да, вам удалось быть очень изобретательными, вы совершили настоящие открытия. А теперь настало время подвести итоги работы отделов лингвистической лаборатории. Кто готов представить результаты своего задания?
(Дети по желанию демонстрируют свои рассказы.)
Логопед. Все, кто захотел, представили нам получившиеся рассказы. Скажите, а что же мы с вами смогли сегодня сделать?
Дети. Составить рассказы.
(Если дети затрудняются, то логопед может предложить посмотреть на свои номера и объединиться в две группы, став по порядку от 1 до 4. Каждая группа должна перевернуть карточку с номером. На обратной стороне написаны буквы и слоги. Если ребята составят слово, то узнают, какое открытие они сделали.)
Логопед. Ребята, вы смогли создать настоящие рассказы. Возможно, кто-нибудь из вас станет детским писателем, учителем или экскурсоводом.
Логопед. Итак, работа в нашей лаборатории сегодня завершилась. Чему мы научились? Каким образом? Где это можно применить?