Алексеева Ольга Викторовна
История появления дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В 2008 году педагогическая общественность отметила девяностолетие дополнительного образования детей в нашей стране. Официальную дату появления дополнительного образования (внешкольной работы) связывают с возникновением первого государственного внешкольного учреждения – станцией юных любителей природы, переименованной впоследствии в Биологическую станцию юных натуралистов. Однако в реальности организация внешкольной работы с детьми имеет более длительную историю. Тем не менее, сам термин «дополнительное образование» стал употребляться с начала девяностых годов прошлого столетия.
Публикация «История появления дополнительного образования» размещена в разделах
В России система ДОД формировалась в течение долгих лет на основе элементов внешкольного обучения. Еще в девятнадцатом веке для детей создавались всевозможные кружки, секции, клубы, мастерские, а также летние оздоровительные учреждения.
В начале двадцатого века выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий основал на базе детского приюта культурно-просветительное общество для детей из малоимущих семей, а также сирот и беспризорников. Главной идеей этого общества, носившего претенциозное название «Сетлемент», было удовлетворение культурных потребностей и развитие творческих способностей детей, которые не могут позволить себе такую недосягаемую роскошь, как специальное обучение.
Следует отметить, что деятельность С. Т. Шацкого носила не только культурно-просветительный, но и общий воспитательный характер. Учитывая непростую криминогенную ситуацию в стране, сироты и дети из неблагополучных семей подвергались достаточно сильному пагубному влиянию. Детский алкоголизм, воровство, проституция – это далеко не все проблемы, которые стали менее глобальными благодаря обществу «Сетлемент» и другим подобным учреждениям.
Именно тогда и сложились перспективы развития дополнительного и внешкольного образования детей. Стало ясно, что во внешкольном обучении и воспитании нуждаются не только дети из обеспеченных семей, которых родители готовят к безоблачному будущему, но и те дети, которых судьба одарила менее щедро. Более того, вторые нуждаются в нем гораздо больше, ведь к их воспитанию нужен особый подход.
Особенно мощный и сильный толчок в своем непрерывном развитии дополнительное образование детей получило после революции. Стирание граней между бедными и богатыми сословиями привело к некоторому равноправию, благодаря чему каждый обучающийся мог получить то обучение, которое считал для себя нужным, полезным и интересным. Поскольку формирование высококвалифицированных кадров было одной из главных общественных задач, система обучения (в том числе и внешкольного) стала стремительно развиваться. Подобные заведения существуют и по сей день, однако функции их, равно как и особенности организации, неоднократно пересматривались. Сегодня внешкольное обучение (в различных своих формах) и дополнительное образование детей – понятия разные, хотя и соприкасающиеся.
Несколько государственных документов определяют приоритеты развития дополнительного образования детей до 2020 года, а также стратегию его государственной поддержки. По поручению Президента РФ Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации»