Елена Дергаева
История и современное состояние проблемы нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы воспитания, в том числе нравственного воспитания, нравственной культуры уходят корнями в далекое прошлое. Во все времена в этих понятиях, идеалах фиксировался достигнутый общественный уровень представлений о добре и зле, чести, справедливости, долге. Это регулировало поведение человека в социуме, направляло его по пути, требуемом обществом воспитания и самовоспитания. Именно нравственное воспитание может всесторонне раскрыть сущностные черты человека, слепить его.
Публикация «История и современное состояние проблемы нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Рассмотрим основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях.
Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения.
Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение». Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом [4, с. 83].
Можно предположить, что вся система организованных и неорганизованных воспитательных воздействий сочеталась с процессом самовоспитания, роль которого в становлении личности в условиях жизни крестьянской общины была исключительно значимой. Большой опыт собственной практической деятельности во всех сферах деятельности во всех сферах жизни оказывался одним из решающих условий, обеспечивавших воспитание детей.
Первую попытку определения специальных задач и путей воспитания малолетних детей предпринял известный мыслитель Симеон Полоцкий. В одной из проповедей он указывал на могущественную роль раннего воспитания в нравственно-религиозном формировании личности человека и выделял первые семь лет жизни детей из всего периода развития человека. Полоцкий рекомендовал родителям в эти годы обратить особое внимание на обучение родному языку, показывать детям пример своим поведением, удалять их от наблюдения порочных поступков окружающих людей, не оставлять детей праздными [7, с. 50].
Епифаний Славинецкий считается переводчиком на русский язык сочинения известного западно-европейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: вопросы 4–68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69–78 относились ко всему, связанному с одеждой; 79–81 рекомендуют детям, как вести себя в церкви; 82–125 – о поведении за столом и во время еды; 126–142 учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т. д. ; 143–145 – о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146–158 посвящены играм; 159–164 – о поведении и гигиене ребенка [7].
Книга и по содержанию, и по форме изложения была рассчитана на детей. Следует отметить также, что в начале книги говорится о необходимости в первую очередь религиозно-нравственного воспитания. Таким образом, в ней впервые было определено содержание воспитания детей : овладение нормами христианской морали, обучение свободным мудростям и овладение нормами культурного поведения.
«Гражданство обычаев детских» – не только первый западно-европейский памятник педагогического характера, но и первый в русской культуре памятник, посвященный светскому воспитанию детей. Важно отметить его значение для процесса социализации детей того времени.
В 19 в. Н. И. Новиков считал задачей воспитания формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам [6].
Как человек, переоценивающий значение просвещения и моральных наставлений, он считал главным в воспитании - воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека.
Традиции семейного воспитания оказывают непосредственное влияние на социализацию ребенка. Ни няня, ни учитель не могут дать ребенку столько души, ласки, любви и внимания, а если нужно, то и строгости, как семья, мать. Именно мать олицетворяет для ребенка центр Вселенной, ось мира. А многообразие телесного и словесного общения ребенка с матерью составляет основу жизненного оптимизма. Русский просветитель Н. И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» отмечал, что «ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и тверже примера родителей» [6, с. 417].
Как и большинство предшественников, Н. И. Новиков выделяет «три главные части» воспитания : физическое, нравственное и умственное. «Каждая из сих трех частей имеет особенные свои правила, положения и действия.». В то же время все части «между собой столь же близкую имеют связь, сколь натурно они проистекают из помянутого главного предмета», т. е. воспитания «счастливыми людьми и полезными гражданами» [6, с. 423 - 425].
Н. И. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. Он стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.
Цель воспитания, по Н. И. Новикову, - формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам. Новиков настаивал на широком и разностороннем умственном образовании. Он исследовал проблему человека и его нравственного формирования; считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование.
Сегодня раздел «Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Авторы ставят задачи по формированию у детей положительного отношения ко всем людям, развитию социальных чувств, взаимопомощи и пр.
Нравственное воспитание – процесс, направленный на целостное развитие личности ребенка. Оно предполагает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, устойчивых моральных качеств [3, с. 21].
Целью нравственного воспитания является нравственное формирование личности. Задачей нравственного воспитания является формирование основных моральных качеств.
Содержание нравственного воспитания проявляется, прежде всего, в практической деятельности детей: игре, труде, в характере их отношений, способах взаимодействия, в усвоенных нормах поведения.
Гуманизм представляет собой один из основных принципов нравственности. На основе этого принципа осуществляется воспитание уважения к человеку как высшей ценности общества, развитие чувства достоинства, гордости и чести.
С первых лет жизни ребенок обращается к социально ценным идеалам окружающих его людей. Нравственный идеал реализуется в жизненных планах и образцах поведения, проявляется в жизненной позиции, в представлениях детей о совершенной личности и ее отношениях с обществом.
Формирование нравственных качеств осуществляется в системе целостного подхода к личности при установке воспитателя на формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации дошкольника.
Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей : потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношении дошкольников. В процессе многообразной деятельности формируются социально-полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения [2, с. 239].
Любая социальная роль требует основополагающих нравственных образований : сознательности, ответственности, трудолюбия, готовности оказать помощь, поступиться своими личными интересами. Следовательно, сознательное принятие социальных обязанностей может служить сильно действующим мотивом освоения тех или иных обязанностей и способом их осуществления.
Нравственные чувства, нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубоко личную окраску.
Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им ценную направленность.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.) [5].
Основными компонентами процесса нравственного развития являются [2, с. 210] :
наследственный фонд задатков и способностей;
выработанный в процессе индивидуальной жизни стереотип поведения;
духовные потребности.
По наследству ребенок получает задатки в виде определенных анатомо-физиологических свойств нервной системы.
Человек – это существо биосоциальное. Доказательством социальной сущности человека является то, что ребенок только в условиях человеческого общества становится человеком. Зверь, как бы его не воспитывали, не усваивает законов социальной жизни.
Каждому ребенку свойственно иметь тот или иной образец поведения. Это или идеал в виде образа конкретного человека, или абстрактный идеал. Нравственный идеал представляет собой модель идеального поведения.
Нравственный идеал также не остается неизменным, он постоянно уточняется и обогащается новыми чертами из жизненных наблюдений, литературы, кинофильмов и других источников.
Актуальность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим [1].
Наиболее трудно достижимым и одновременно самым необходимым условием успеха художественных занятий является создание творческой атмосферы на занятии.
Вне личностного общения детей с педагогом такая атмосфера возникнуть не может. Программа и учебники не в состоянии запрограммировать это. Важен неподдельный взаимный интерес детей и взрослого, доверие и искренность.
Для дошкольников очень характерно активное отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые ребята, рисуя, «озвучивают» изображаемые действия. Увлечённость дошкольников содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения к изображаемым персонажам - всё это усиливает выразительность детских работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как неиссякаемому источник искренности, непосредственности, художественной выразительности.
Главный признак искусства - художественный образ. Именно в нём таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника творца. Образность рисунков дошкольников отмечали не только художники. Лев Толстой, Януш Корчак, Василий Сухомлинский и многие другие обращали внимание на образность детского творчества.
Социологическое исследование показывает: чем более в раннем возрасте формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому очень важно формировать любовь к изобразительному искусству и соответственно развивать нравственные качества дошкольников.
Список использованной литературы
1. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников // Дошк. воспитание. - 2006. - № 6. - С. 13-19.
2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М., 2012.
3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М. : Либроком, 2012.
4. Джуринский А. Педагогика России. История и современность. – М., 2011.
5. Козлов М. П. Воспитание нравственного сознания. – М., 2011.
6. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей. – М. : Классика КнигаФонда, 2009.
7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии: сб. статей / под ред. Т. Волосовец. – М. : Русское слово, 2015.