наталия цветкова
Опыт работы по использованию фольклора в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи, которая помогает соблюдать нормы литературного языка, умение передавать свои мысли, правильно, точно и выразительно. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В наше время исчезают красота и образность русского языка. Очень мал словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки. А что может развить и обогатить речь детей, их духовную среду? Это русский народный фольклор, который ненавязчиво и мудро поучает малыша, приобщает его к культуре своего народа. Потешки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, народные игры, песенки, пестушки, сказки являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Публикация «Опыт работы по использованию фольклора в детском саду» размещена в разделах
Я давно работаю в детском саду, и понимаю, как бывает порой не просто воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми, как заинтересовать ребят, привлечь их внимание, развить ум, и обогатить душу каждого малыша. Воспитывая детей, замечала, как тянется душа ребёнка к образному языку произведений народного творчества, как ненавязчиво и естественно он учится сопереживать, чувствовать прекрасное. Тогда я решила создать вокруг детей атмосферу творчества. В своей работе стала использовать фольклорные пальчиковые игры : «Белочка», «Кисонька», «Сорока-ворона» и другие. Дети с большим удовольствием повторяют за мной, стараются самостоятельно играть, обыгрывать и запоминать текст пальчиковых игр. Ребята тренируют мелкую моторику пальцев, что оказывает положительное влияние на развитие активной речи. Через тексты потешек активизирую речь детей, побуждаю их к высказываниям, подражаниям. С помощью разучивания поговорок и пословиц у ребят развиваю умение лаконично выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на развитие речи детей; обогащается словарь, формируется представления о переносном значении слова. Ценный материал, для развития художественного восприятия, - увлекательные русские сказки, впечатления, полученные от их прочтения, отражаются в самостоятельном творчестве моих воспитанников.
Конечно, прежде всего, надо чтобы ребёнок чувствовал себя в детском саду комфортно и радостно. Для этого мы проводим фольклорные праздники и развлечения, которые поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение и у детей и у родителей. Но значение праздников и развлечений не только в том, чтобы приносить радость: они являются средством всестороннего воспитания; пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, своему народу, уважения к людям, чувство дружбы. Русский фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, чтобы в будущем реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ, всё то, что связано с русской народной культурой.