Ольга Ежова
Использования техники песочной терапии, игротерапии, в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Программой предусмотрена коррекция тревожных состояний детей дошкольного возраста с ОНР посредством применения методов песочной терапии, игротерапии и изотерапии.
Публикация «Использования техники песочной терапии, игротерапии, в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: тревожность, коррекционно-развивающая работа, песочная терапия, игротерапия, изотерапия.
За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством [3, с. 137]. Актуальной становится проблема коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в том числе и у детей с ОВЗ.
Как правило, дети с ОВЗ, более, чем их сверстники без отклонения в развитии, подвержены различным тревожным состояниям, которые, в первую очередь обусловлены тяжестью дефекта. Тревожность как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста с ОВЗ оказывает негативное влияние на развитие личностных качеств ребенка, на процесс его общения как со сверстниками, так и взрослыми, на реализацию ребенком своих потребностей и интересов. В этой связи педагогу-психологу необходимо организовать специальную коррекционную работу по снижению тревожности дошкольников с ОВЗ. Одним из инструментов коррекции выступают методы песочной и игровой терапии.
В МБДОУ «Детский сад № 5» г. Алейска (филиал №5) обучаются дети с общим недоразвитием речи. Все они, как показало, проведенное диагностическое исследование, имеют высокий и повышенный уровень тревожности. Результаты диагностической работы послужили основой для разработки специальной коррекционно-развивающей программы «Волшебный мир».
Цель программы – коррекция тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структурно программа разделена на три блока, представленных следующим образом:
1. Блок 1 – Песочная терапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 12 тематических занятий («Наше настроение», «Путешествие в пустыне», «Подари улыбку» и т. д.).
2. Блок – Игротерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Наше настроение», «Ладошечки»и т. д.).
3. Блок – Изотерапия. В рамках данного блока было разработано и проведено 6 тематических занятий («Портрет моей семьи», «Рисуем радугу» и т. д.).
Коррекционные занятия, проводимые с детьми, были построены следующим образом:
1. Вводная часть. На данном этапе занятия основной целью педагога-психолога было настроить детей на предстоящую творческую деятельность. С этой целью применялись такие методики, как «Круг радости», «Улыбнемся друг другу», «Передай улыбку» и т. д.
2. Основная часть. На данном этапе, в зависимости, от используемой коррекционно-развивающей технологии (песочная терапия, игротерапия, изотерапия, педагог-психолог предлагал детям творческие виды деятельности по определенной теме. Творческая работа не имела строгих канонов и предполагала свободное выражение ребенком своего «Я»,
Все занятия согласно содержанию программы проводились под спокойную специально подобранную музыку. В процессе занятий фиксировалась эмоциональная реакция детей как на творческие виды деятельности, так и на музыку. Если мы замечали, что детям не нравится что-либо, мы меняли музыку или немного варьировали содержание деятельности. Это позволяло ощутить дошкольникам не только творческую свободу, но и осознать, что у них могут быть свои интересы и потребности, с которыми нужно считаться. Чем больше росла в детях уверенность в собственной значимости, тем менее мы замечали проявлений тревожных ситуаций в поведении детей.
3. Заключительная часть. На данном этапе мы выясняли мнение детей о проведенном занятии. Детям предлагалось либо нарисовать свои эмоции, любо просто выбрать определенного цвета флажок. Перед началом реализации занятий мы вместе с детьми условились, какой цвет флажка будет характеризовать то или иное настроение, поэтому данный этап у нас не вызывал никаких затруднений.
Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.
Игротерапия базируется на применении с детьми дошкольного возраста комплекса игр, преимущественно подвижных, так как они подразумевают наибольшее взаимодействие детей другу с другом.
Основу занятий по изотерапии составляла творческая деятельность дошкольников, в ходе которой они могли изобразить как свое настроение, так и определенный тематический сюжет.
На занятиях дети чувствовали себя свободно и раскрепощено, этому способствовало специально созданная предметно-развивающая среда. Так, коррекционную работу с помощью методов песочной терапии мы проводили в специально-оборудованной комнате. Комната была условно разбита на несколько зон. Центральной зоной была искусственно созданная песочница. Положительную эмоциональную реакцию у детей вызывало то, что они удивлялись, что песок тоже может быть разноцветным. В комнате был предусмотрен уголок уединения. Если некоторым из детей хотелось создать шедевр в секрете от других, он мог свободно это сделать.
Занятия посредством применения методов игротерапии мы проводили в физкультурном зале. В основном это были подвижные игры, которые наиболее интересы для данной возрастной категории детей. На некоторые из занятий мы приглашали родителей и устраивали своеобразные соревнования. Такие занятия особенно нравились детям, как правило, им не хотелось завершать работу, они требовали продолжения.
Занятия посредством использования методов изотерапии проводились в кабинете педагога-психолога. Для занятий была специально оборудована творческая зона. У детей была свобода выбора как тем для рисования, так инструментов для рисования: ребенок мог самостоятельно выбрать рисовать ему карандашами, мелками или красками, рисовать на бумаге или доске и т. д.
После апробации программы, была проведена контрольная диагностика с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, результаты которой показали, что у детей данной группы значительно снизилась тревожность. Дети стали более свободно чувствовать себя в ситуации взаимодействия со сверстниками, они уже не боялись высказывать свое мнение, понимая, что оно тоже имеет для окружающих особое значение. Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий позволил тревожным детям ощутить чувство комфортности, защищенности. Дети научились: преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональное состояние другого человека, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, освобождаться от стереотипов и шаблонов, снимать мышечное напряжение.
Таким образом, апробация программы «Волшебный мир» показала, что эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно гармонизировать средствами песочной терапии, игротерапии и изотерапии.
Библиографический список
1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2015. – №2. – С. 63-69.
2. Гавло, А. С. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии / А. С. Гавло. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайский гос. университет, 2017. – 136 с.
3. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.