Коберник Ирина Григорьевна
Использования сказки в социально — эмоциональном развитии дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : КОБЕРНИК И. Г.
Душа без эмоций пуста, так как именно эмоции предопределяют суть отношений человека к миру, к самому себе и окружающим людям. Дошкольный возраст – период, когда эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни ребенка, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами его жизни.
Публикация «Использования сказки в социально — эмоциональном развитии дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней.
Одним из самых эффективных средств и методов в социально - эмоциональном развитии у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Она широко используется в коррекционной и развивающей работе с детьми, имеющими трудности в эмоциональном развитии.
Сказка всегда пользуется неизменной любовью у детей. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, наиболее эффективно, получается, развивать его эмоции и чувства. Сказка заставляет детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она оберегает детскую психику и помогает детям расти, набираться сил, становиться собой.
Ценность работы со сказкой заключается и в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Сюжет сказки, как правило, очень динамичен и приковывает внимание детей, а живые и яркие образы заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное – проявлять сложную гамму чувств и социальных эмоций. Преимуществом сказки является то, что все герои имеют четкую моральную ориентацию, они либо очень хорошие, либо очень плохие, так ребенку легко оценить их эмоциональное состояние, проявление определенных чувств.
Всю работу по данной теме можно разделить на три этапа.
На первом этапа следует выявить у детей эмоциональные особенности восприятия сказок. В ходе чтения и бесед по их содержанию было выявлено, что у большинства детей эмоции проявлялись вяло; мимика лица отсутствовала; жесты и речь были бедными, невыразительными. переживания неглубокие, поверхностные, наблюдались неадекватные эмоциональные реакции к происходящим событиям в произведениях – смеялись над горем сказочного героя, прельщались отрицательным поступкам, не проявляли сочувствия к героям попавшим в беду, и не могли словесно отразить свои чувства в речи.
Данные результаты следует учитывать при определении содержания работы на втором этапе, где ставится следующая цель: формирование эмоционального восприятия сказок и умения детей анализировать эмоциональное состояние сказочных героев. На этом этапе можно провести занятия «Полезные эмоции», «Вредные эмоции»; цикл этических бесед «Кого мы называем добрым», «Что такое честность», «Легко ли быть смелым» и т. д. Для лучшего усвоения можно использовать следующие приемы :
-выразительное чтение сказок;
-работа с пиктограммами;
-ролевая гимнастика (показать жестами, мимикой разнообразные эмоциональные состояние героев : изобрази злого волка, покажи обиженных медвежат и хитрую лису и т. д.);
-рассматривание иллюстраций (поза. выражение лица, жесты, мимика глаз, губ);
-анализ эмоций героев : Что огорчило Аленушку? Почему плакал зайчик?
-«перевоплощение» ребенка в персонаж сказки.
- игровые задания: Хочу быть похожим на любимого героя, потому что, Хочу попасть в сказку, чтобы…
Все эти приемы помогут детям осознавать свои эмоциональные ощущения, контролировать и управлять ими.
И на третьем заключительном этапе уже идет применение знаний и умений об эмоциональных состояниях человека в коллективной деятельности группы, в ролевых и творческих играх. Дети передают свои впечатления в рисунках, сочиняют небольшие сказки и с помощью кукольного или настольного театра обыгрывают их.
Итак, вся эта проводимая работа поможет повысить у детей уровень восприятия сказок, умение дифференцировать эмоциональное состояние героев сказок, обогатить словарь, умение перенести полученные знания и навыки в общении с детьми, в игры.