Татьяна Юнусовна Ляпунова
Использование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Игра «Путешествие поморов» своими руками
▼ Скачать +Заказ
«Игра – не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития»
(Д. В. Менджерицкая).
С каждым годом растёт количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. Сделать занятия интересными и эффективными – главная задача любого педагога при коррекционной работе с такими детьми. И в этом помогает игра, потому что с её помощью можно весело и ненавязчиво помочь детям развивать навыки, которые пригодятся им в школе, закрепить речевой материал, изучаемый по лексической теме.
Публикация «Использование игр-бродилок в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОНР, Игра „Путешествие поморов“ своими руками» размещена в разделах
- Игра-ходилка. Настольные игры-бродилки
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Настольно–печатные игры – это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. В детском саду они используются как непосредственно на занятиях, так и в организованной совместной деятельности, что позволяет решать множество задач в соответствии ФГОС ДО:
• социально – коммуникативное развитие – развитие умения играть по установленным правилам, в процессе игры взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий для достижения выигрыша; формирование умения сопереживать другому, радоваться его успехам, умение спокойно принимать проигрыш;
• познавательное развитие – формирование позитивных установок к занятиям; развитие воображения; возможность закрепить полученные знания; учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
• развитие неречевых процессов: слухового и зрительного внимания (помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и распределение внимания, развивают объём внимания, памяти (при помощи увеличения количества объектов в игре, логического мышления, умения предвидеть результаты своего хода;
• речевое развитие – обогащение и активизация словаря; автоматизация и дифференциация поставленных звуков на уровне слова, предложения и текста; коррекция словообразования и словоизменения; развитие диалогической и монологической речи; развитие словотворчества; фонематических процессов;
• физическое развитие – развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.
Методика проведения игр:
1 этап: подготовительный
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения игры;
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
определение количества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимых для решения игровой задачи.
2 этап: проведение игры
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
объяснение хода и правил игры;
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возраст детей, уровень их подготовки, игровых правил);
проведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.
3 этап: анализ проведения игры
направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения, какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовывать индивидуальную работу с ними.
В дальнейшем ребёнок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры.
Настольная игра «Бродилки» - одна из видов настольных дидактических игр, которая может быть использована в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возрасти. Сегодня в магазинах представлено огромное количество подобных игр,
но я решила изготовить такую игру своими руками, поскольку она способствует одновременному формированию и развитию многих функций, необходимых для успешного развития наших детей.
Цель игры – формировать представления о достопримечательностях родного города.
Задачи:
• Обучение следованию определённым правилам, получения опыта победы или проигрыша;
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
• Тренировка навыков счёта в уме (устного); навыков чтения (карточки с заданиями);
• Расширение кругозора и знакомство с достопримечательностями Архангельска;
• Развитие логического и творческого мышления, внимания, воображения, познавательной активности, внимательности, коммуникативных и социальных навыков;
• Воспитание дружелюбия, ответственности, выдержки, умение действовать в команде.
Этапы изготовления игры:
Первый и самый важный этап, от реализации которого зависит качество игры, - это её идея! Я решила познакомить детей с рядом памятников Архангельска и назвала игру «Путешествие Поморов», выполнила эскиз.
Второй этап – определение масштабов игры и разметка игрового поля. Игровое поле выполнено из ватмана и покрыто термоплёнкой.
Третий этап – создание правил игры. В игре могут принимать участие от 2 до 4 игроков.
Игроки выбирают себе фишки и ставят их на старт. Чтобы определить очерёдность хода каждого игрока, все участники бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпало наибольшее число очков. И так далее по убыванию. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нём количество ходов.
Четвёртый этап – оформление игры. В него входят следующие элементы: игровое поле, фишки, кубик, папка для хранения. На этом этапе необходимо также позаботится о дизайне игры (распечатка изображений памятников, оформление карточек с заданиями с последующим их ламинированием). Всё это было расположено в специальную пластиковую папку, придуманы, распечатаны и приклеены основные правила игры, а так же титульный лист.
Пятый этап – правила игры.
По очереди бросайте кубик. Сколько точек на нём выпадет, на столько кружков вы и передвигаете свою фишку. Кружки на карте разных цветов. Цвет ускоряет или замедляет движение.
Остановившись на жёлтом поле, игрок берёт карточку жёлтого цвета и выполняет задание на вычитание и передвигает фишку на столько ходов вперёд, сколько получилось в результате выполнения математического действия.
Остановившись на красном поле, игрок берёт карточку красного цвета и выполняет задание на вычитание и передвигает фишку на столько ходов назад, сколько получилось в результате выполнения математического действия.
Побеждает тот, чья фишка первой дойдёт до финиша. Игра ведётся, пока её не закончит последний игрок.
Предполагаемые результаты: систематическое использование игр «Ходилки-бродилки» способствуют всестороннему развитию детей, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность и закрепить пройденную лексическую тему в соответствии с календарно – тематическим планированием.