Широкая Людмила
Консультация для родителей «Я не хочу и не буду, или Как достичь желаемого, если ребенок упрямится»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из родителей хотя бы раз в своей жизни натыкался на стену категоричного «не хочу» любимого чада. И никакие уговоры, убедительные доводы и даже угрозы физической расправы не смогут сделать из упрямого ребенка «белого и пушистого» умницу-благоразумницу.
Возможные причины упрямства ребенка
• Ребенок перестал воспринимать голоса родителей, что получает слишком много приказаний за короткое время. «Положи игрушки на место! Застегнись! Выключи телевизор! Марш обедать! Ешь вилкой! Не балуйся с едой! Прекрати болтать! Прибери в комнате! Тише, или спокойно! Не беги! Перестань шуметь» и т. д
• «Кризис трех лет». Это возраст великих нехочух и маленьких упрямцев. У малыша в это время происходят очень важные изменения: он начинает понимать, что теперь может не только ходить, говорить, но и делать что-то сам.
• Истерики направлены на то, чтобы привлечь внимание к тому, что ему что-то не нравится.
• Ребенок не до конца освоил процесс выполнения требуемого действия. Это вам кажется, что игрушки легко собрать и расставить по местам и застелить постель не составит никакого труда. Для вас, но не для него. Просто вспомните, сколько лет вам и сколько вашему ребенку.
• Отрицательные переживания. Чаще всего негативное упорство и отказы связаны именно с обидами, злостью. Это может быть как проблемой самого ребенка, так и проблемой отношений
• Излишне заботливые родители. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно, следит за своим тоном: не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Здесь проблема заключается в том, что родители хотят от ребенка большего, чем он сам, и чтобы помочь ему, начинают многое делать за него. А ребенок к этому привыкает.
• Попытка купить хорошее поведение. Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-то, некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» упрямцу (деньгами, вещами, удовольствиями, если он будет делать то, что от него хотят. И ребенок упрямится, пока ему не дадут желаемого.
Рекомендация родителям
Достичь желаемого – значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их.
• Замените приказы, требования и понукания просьбой. Используйте формулу «Сделай, пожалуйста» вместо «Ты можешь сделать?». Самое сильное «волшебное» слово, чтобы добиться сотрудничества, – это слово «давай»: «Давай сделаем. Давая пойдем…», А если ребенок просит: «Давай вместе…», – то это говорит о том, что ему еще трудно, что ему нужны ваши моральная поддержка и участие.
• Прежде всего прислушайтесь к тому, как вы общаетесь, со своим ребенком. Без дружелюбного теплого тона у вас ничего не получится, потому что это главное условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность.
• Подбодрите его словом и похвалите за то, что он пытается сделать.
• Когда ребенок сам хочет что-то активно делать, но у него это не получается, позвольте ему самостоятельно справиться со своими неудачами, ведь он сейчас активно учится проявлять свое недовольство и отстаивать свои интересы, а вам важно не впасть в крайности: не потакать во всем, и не мешать проявлять самостоятельность.
• Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность там, где это возможно, и активно его за это хвалите.
• Не забывайте выражать любовь, нежность и ласку своему малышу.
• Проводите игровую «профилактику» гнева: играйте в зоопарк, демонстрируя, как злятся животные (рычите, прыгайте вместе с ним); устраивайте битву подушками или выбивание ковров, с грозными криками прогоняя всю пыль и микробов. Порвите газеты и устройте снегопад из них. Обязательно все должно быть с голосом, активными движениями.
• Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зону «можно» и «нельзя».
• Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом добиваться своего.
• Следите за тем, чтобы и все родственники предъявляли к ребенку одинаковые требования.