Марина Коренкова
«Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Дети с ФФНР относятся к категории детей с более легкими речевыми нарушениями, к тому же количественный состав группы позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, что дает практически стопроцентный результат в исправлении речевых нарушений. Учителя начальных классов, с которыми мы тесно сотрудничаем, отмечают высокие результаты большинства наших воспитанников в учебной деятельности. Обратная связь с родителями выпускниками также радовала нас успехами, но часто мы слышали мысль о том, что у детей пропадает интерес к школе в связи с тем, что задачи, которые ставились школой в первом полугодии были решены в логопедической группе, в связи с этим у детей пропадает познавательный интерес. Так как со спецификой речевого нарушения я не могу не давать ту базу (понятия гласные, согласные, звонкие глухие и т. д., на которой строится моя коррекционная работа по профилактики дисграфии и дислексии. У меня появилась цель изменить подход к подаче материала, а так же изменить приемы дублирующие школу.
Публикация «„Использования игр и игровых приемов при формировании речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Для решения этой проблемы я опиралась на учения Л. С. Выготского «Мышлении и речи», А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», Н. И. Жинкина «Психолгические основы развития речи», В. И. Шаховского «О роли эмоций в речи», Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».
Таким образом, программные задачи, принципы (слайд) логопедического воздействия остались прежними. Но образовательную деятельность я стала выстраивать через сказочно – игровой сюжет. Ведь игра – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказочно - игровые сюжеты пронизывают все виды деятельности коррекционной работы: фронтальные, подгрупповые, индивидуально –подгрупповые, индивидуальные занятия.
На занятиях по обучению грамоте я использую авторскую сказку, сюжет которой постоянно развивается и меняется в зависимости от темы занятия. Главные герои сказки волшебники Шумовик и Буквоежка помогают детям отыскивать, спасать звуки в процессе чего формируются и коррегируются в. речевая деятельность детей. А педагоги школы искусств через элементы сюжетно-ролевой игры знакомят детей с абстрактными понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Это позволяет детям легко, в игровой форме освоить звуко-буквенный и слоговой анализ, и синтез слов. Познакомиться со структурой предложения, с особенностями и значением маленьких слов- предлогов, закрепить лексико-грамматические конструкции помогает малыш Плим. Он часто попадает в нелепые ситуации, из которых его нужно выручать. Для этого мною используются творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы этого героя. Обсуждение и поиск решения детьми активизирует их речевую активность. Связно излагать свои мысли учат детей : Рассуждалкин, Описалкин, Повествовалкин. Присутствие данных персонажей на занятиях по связной речи помогает детям более эмоционально реагировать на речевой материал. Описалкин помогает детям понять, что при описании предмета не важна, последовать, главное перечислить все признаки и качества предмета. Повествовалкин наоборот требует структуры рассказа. А Рассуждалкин любит создавать проблемные сюжеты. тем самым учит самостоятельно придумывать сказки (волшебные, юмористические, бытовые, которые формируют навыки самостоятельного творческого рассказывания Повествовалкин и Рассуждалкин очень любят театрализованную деятельность. Детей это очень увлекает и тогда игра выходит за рамки логопедического кабинета и перемещаются в игровую комнату, где воспитатели продолжают начатую работу. Педагоги группы поддерживают данную систему работы во всех режимных моментах, тем самым закрепляя речевой материал.
Немаловажную роль в решении речевых проблем ребенка играет семья. Заинтересованный родитель – залог успешного коррегирования речевого нарушения ребенка. Я и педагоги нашей группы совместно с психологом на круглых столах, родительских собраниях, практических консультациях показываем родителям, те игровые приемы, которые наиболее легко позволяют в домашних условиях закрепить речевой материал.
Мониторинг использования данной системы работы с детьми логопедической группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи за последние три года позволяет увидеть положительную динамику в устранении речевых недостатков. В среднем звуковая сторона речи улучшилась на 48%, лексико-грамматический строй речи на 40%, связная речь на 30%.
По наблюдению педагогов из общения с родителями и учителями мы видим, что у детей не теряется интерес к учебной деятельности в школе.
Таким образом, анализ результатов подтвердил обоснованность и продуктивность реализации системного подхода к организации логопедической работы по формированию речевых навыков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование сказочных игровых сюжетов и продемонстрировал эффективность коррекционного воздействия.