Папки-передвижки

Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Неструева Оксана
Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Публикация «Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Рассмотрим значение чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Чистоговорки способны заинтересовать и увлечь ребенка в процесс автоматизации звуков, что ведет к повышению результативности этой сложной работы;

Чистоговорки могут одновременно решать как речевые задачи, так и задачи нравственного и умственного воспитания;

Чистоговорки можно использовать при проведении физкультминуток,так как они дают возможность снять напряжение;

Чистоговорки ритмичны, что способствует развитию голосового аппарата ребенка и автоматизации правильного произношения звуков.

Учитывая такую многозначность чистоговорок, я часто использую их на своих логопедических занятиях. Но в большинстве случаев это чистоговорки собственного сочинения. Они несут разную направленность: могут быть побуждением к началу занятия или к его окончанию. Например:

Ра-ра-ра,

Заниматься нам пора.

Рить-рить-рить,

Будем четко говорить!

Рю-рю-рю,

Я красиво говорю!

Рил-рил-рил,

Я красиво говорил!

Ра-ра-ра,

Нам домой уже пора.

И так далее.

Также чистоговорками можно сопровождать выполнение задания на мелкую моторику:

Ру-ру-ру,

Я цветочек соберу

(проговаривать пока собираем цветок из камешков, прищепок, счетных палочек и т. д.)

Шла-шла-шла,

Я клад нашла.

Шел-шел-шел,

Я клад нашел (для мальчиков)

(проговаривать во время поиска предмета в крупе, песке)

Рём-рём-рём,

Мы игрушки соберём.

(произносить при складывании игрушек)

Но самая главная задача, которую помогают решить чистоговорки- это автоматизация и дифференциация звуков.

Так, как чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, то использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Кроме того, чистоговорка способна решать и такие задачи, как развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи и лексико-грамматические стороны речи дошкольников.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

Произносим чистоговорки по-разному:

- меняем интонацию с веселой на грустную;

- меняем тембр голоса (как медведь, как мышонок);

- произносим тихо или громко;

- меняем темп (медленно-быстро);

- меняем логическое ударение.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

-ребенок должен добавить слог с определенным звуком:

Сы-со-са – залетела к нам о… (са).

Су-са-сы – тихо тикают ча… (сы) и т. д.

- повторить без ошибок:

Са-ша, са-ша – Соня моет малыша.

Зу-жу, зу-жу – зонтик Жене покажу.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей словоизменению и словообразованию, согласованию слов между собой.

- изменяем форму слова:

Ла-ла-ла – у нас новая (пила).

Лу-лу-лу – наточили мы (пилу).

Лы-лы-лы – блестят зубья у (пилы).

Лой-лой-лой – будем мы пилить… (пилой) и т. д.

- закрепляем согласование существительного с числительным:

Ыш-ыш-ыш – вот идет один … (малыш).

Ша-ша-ша – два гуляют… (малыша).

Шей-шей-шей – пять мы видем (малышей) и т. д.

На своих занятиях мы с детьми часто прибегаем к инсценировке чистоговорок. Это особо увлекательное задание для детей, во время которого они не только закрепляют четкое произношение звуков, но и могут почувствовать себя актерами или художниками –мультипликаторами.

В первом случае я произношу чистоговорку и прошу ребенка повторить и показать её, сыграть, превратиться в жука, осу, лису, ежа и т. д.

Сы-сы-сы,

Хвост пушистый у лисы. (ребенок изображает лису с пушистым хвостом)

За-за-за,

Прилетела стрекоза (ребенок изображает летящую стрекозу) и т. д.

Во втором случае дети иллюстрируют чистоговорку,проговаривая ее и выкладывая предметные картинки на заданном фоне. Так получается иллюстрация к чистоговорке. И самое трудоемкое и увлекательное занятие-это создание мультфильма по чистоговоркам.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2022 в 20:44
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Неструева Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД