Неструева Оксана
Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
Публикация «Использование чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чистоговорки
- Темочки
Рассмотрим значение чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Чистоговорки способны заинтересовать и увлечь ребенка в процесс автоматизации звуков, что ведет к повышению результативности этой сложной работы;
Чистоговорки могут одновременно решать как речевые задачи, так и задачи нравственного и умственного воспитания;
Чистоговорки можно использовать при проведении физкультминуток,так как они дают возможность снять напряжение;
Чистоговорки ритмичны, что способствует развитию голосового аппарата ребенка и автоматизации правильного произношения звуков.
Учитывая такую многозначность чистоговорок, я часто использую их на своих логопедических занятиях. Но в большинстве случаев это чистоговорки собственного сочинения. Они несут разную направленность: могут быть побуждением к началу занятия или к его окончанию. Например:
Ра-ра-ра,
Заниматься нам пора.
Рить-рить-рить,
Будем четко говорить!
Рю-рю-рю,
Я красиво говорю!
Рил-рил-рил,
Я красиво говорил!
Ра-ра-ра,
Нам домой уже пора.
И так далее.
Также чистоговорками можно сопровождать выполнение задания на мелкую моторику:
Ру-ру-ру,
Я цветочек соберу
(проговаривать пока собираем цветок из камешков, прищепок, счетных палочек и т. д.)
Шла-шла-шла,
Я клад нашла.
Шел-шел-шел,
Я клад нашел (для мальчиков)
(проговаривать во время поиска предмета в крупе, песке)
Рём-рём-рём,
Мы игрушки соберём.
(произносить при складывании игрушек)
Но самая главная задача, которую помогают решить чистоговорки- это автоматизация и дифференциация звуков.
Так, как чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, то использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Кроме того, чистоговорка способна решать и такие задачи, как развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи и лексико-грамматические стороны речи дошкольников.
Виды заданий для работы с чистоговорками:
1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
Произносим чистоговорки по-разному:
- меняем интонацию с веселой на грустную;
- меняем тембр голоса (как медведь, как мышонок);
- произносим тихо или громко;
- меняем темп (медленно-быстро);
- меняем логическое ударение.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
-ребенок должен добавить слог с определенным звуком:
Сы-со-са – залетела к нам о… (са).
Су-са-сы – тихо тикают ча… (сы) и т. д.
- повторить без ошибок:
Са-ша, са-ша – Соня моет малыша.
Зу-жу, зу-жу – зонтик Жене покажу.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей словоизменению и словообразованию, согласованию слов между собой.
- изменяем форму слова:
Ла-ла-ла – у нас новая (пила).
Лу-лу-лу – наточили мы (пилу).
Лы-лы-лы – блестят зубья у (пилы).
Лой-лой-лой – будем мы пилить… (пилой) и т. д.
- закрепляем согласование существительного с числительным:
Ыш-ыш-ыш – вот идет один … (малыш).
Ша-ша-ша – два гуляют… (малыша).
Шей-шей-шей – пять мы видем (малышей) и т. д.
На своих занятиях мы с детьми часто прибегаем к инсценировке чистоговорок. Это особо увлекательное задание для детей, во время которого они не только закрепляют четкое произношение звуков, но и могут почувствовать себя актерами или художниками –мультипликаторами.
В первом случае я произношу чистоговорку и прошу ребенка повторить и показать её, сыграть, превратиться в жука, осу, лису, ежа и т. д.
Сы-сы-сы,
Хвост пушистый у лисы. (ребенок изображает лису с пушистым хвостом)
За-за-за,
Прилетела стрекоза (ребенок изображает летящую стрекозу) и т. д.
Во втором случае дети иллюстрируют чистоговорку,проговаривая ее и выкладывая предметные картинки на заданном фоне. Так получается иллюстрация к чистоговорке. И самое трудоемкое и увлекательное занятие-это создание мультфильма по чистоговоркам.