Светлана Лыкова
Использование знаково-символических средств в работе педагога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование знаково – символических средств в работе педагога с детьми дошкольного возраста.
В замещении знаково -символические средства используются в функции замещающего предмета (как золото и денежные знаки). Термин «замещение» используется в двух смыслах : как синоним знаково –символической деятельности и как средство – заместитель.
Публикация «Использование знаково-символических средств в работе педагога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Нет никаких определённых требований к заместителям. В их выборе исходят из принципа сходства, удобства, из возможностей среды, в которой находится субъект. Замещение может быть в игровой (например, кубик вместо кружки) и в других видах деятельности (дидактический материал в учебной деятельности).
В кодировании (декодировании) знаково - символические средства выполняют коммуникативную функцию, основная цель этой деятельности – сообщение, распознавание закодированной информации. Кодирование (декодирование) – вид деятельности, который состоит в переводе реальности (или текста, описывающего реальность) на знаково -символический язык и в последующем декодировании информации.
Кодирование предполагает предварительный анализ. Кодирование совершается для того, чтобы в дальнейшем декодировать информацию.
Требования к отбору знаково -символических средств в этом случае очень велики. В области пространственно-графических средств В. Ф. Венда сформулированы принципы кодирования и декодирования, организующие передачу и распознавание информации:
- лаконичность: для кодирования информации графические средства должны содержать только те элементы, которые являются нужными для сообщения её сущности.
- унификация и обобщение: основные формы графических средств не должны излишне дробиться.
- акцент на основных смысловых элементах: наиболее важные элементы выделяются формой, цветом и т. п.
- автономность: части, которые передают самостоятельное сообщение, нужно отделять друг от друга.
- структурность: каждая автономная часть должна иметь отдельную чёткую структуру.
- стадийность: должно быть пространственное разделение всей информации для последовательного её восприятия и соответственное её расположение [46].
Примером в данном случае могут служить широко используемые педагогами мнемодорожки и мнемотаблицы.
Таким образом, можно сделать выводы, что знаково-символическая деятельность – это универсальная форма приобщения детей к наличному социально-культурному опыту и выражения себя в мире людей и вещей. После трех лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения детей сильно меняется. Дети начинают действовать не в воспринимаемой, а в воображаемой, мыслимой ситуации.
Предметы наделяются не свойственными им функциями и именами один предмет начинает превращаться для детей в другие и замещать недостающие т. е. становиться их символами.
Поэтому эти игровые замещения называют символическими. Символ в игре - это образ обозначаемого предмета, данный в другой материальной форме. Введение знака, преобразует для детей внешнюю воспроизводимую ситуацию в смысловую.