Андреева Мария
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитая речь учеников – важное условие эффективной учебы в школе. Сегодня у специалистов, занимающихся обучением детей, есть богатый практический материал, который необходим для успешного речевого развития детей. В том числе помогают в этом и «здоровьесберегающая образовательная технология». Под такой технологией понимают систему, создающую максимально возможные усилия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и т. д.). Важно отметить, что это комплексная система, которая направлена на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие и сохранение здоровья ребенка.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии способствуют повышению речевой активности ребенка, развивают речевые умения и навыки, активизируют познавательный интерес, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность, улучшают концентрацию, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Воспитатель и логопед строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и ставят перед собой следующие задачи:
1. Формировать физиологическое и речевое дыхание
2. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук
3. Снять мышечное напряжение
4. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Важно отметить, что среди дошкольников и школьников встречаются проблемы в речевом развитии – проблемы с развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. Без своевременной коррекции у ребенка могут возникать серьезные психологические и соматические нарушения, возможно и закрепление речевого эффекта, поэтому так необходима оздоровительно-коррекционная работа, включающая в себя различные упражнения и занятия:
• артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика
• упражнения на развитие психический функций (внимание, мышление, память)
• физкультурные минутки
• музыкотерапия
• ритмопластика
• упражнения для профилактики зрения и др.
Одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми является пальчиковая гимнастика. В. А Сухолимский писал: «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» и «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»[3].
В своей профессиональной деятельности я использую пальчиковую гимнастику. Эти занятия – мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Зачастую, если движения пальцев ребенка развиты в соответствии с возрастом, тогда и речевое развитие соответствует возрастной норме. Работая воспитателем в детском саду, я уделяю большое внимание развитию моторики рук и развитию правильного дыхания. Пальчиковая гимнастика проводится с помощью упражнений в неотрывной работе с речью. Мы играем с прищепками – эти упражнения полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно. Из камешков, палочек, бусинок и орехов создаем интересные творческие композиции, развиваем тактильно-двигательное восприятие детей.
Н. К. Смирнов писал, что «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[2]. Поэтому при занятиях с детьми нужен комплексный подход. С помощью пальчиковой гимнастики мы развиваем мелкую моторику, с помощью дыхательной гимнастики – учимся правильно дышать во время речи. Важно отметить, что работа над дыханием крайне важна в логопедической работе, ведь работа голосового аппарата – определенная нагрузка на дыхание, а неумение управлять своим дыханием приводит к ухудшению произношения звуков. Упражнения проводятся ежедневно и занимают около 10 минут. Например, упражнение «Футбол». Мы используем скатанный из ваты шарик, который похож на футбольный мяч. Ворота делаем из кубиков и карандашей. Дети дуют на «скатанный шарик» и пытаются забить «гол» в ворота. Или другое упражнение на дыхание – «Шторм». Для него нужен стакан с водой и соломенная трубочка. Посередине широкого языка кладется соломинка, ее конец опускают в воду. Дети дуют в соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила и начался шторм. Важно следить за состояние речевого аппарата ребенка – щеки не должны надуваться, а губы при упражнении должны быть неподвижны.
Важны и технологии сохранения и стимулирования здоровья. Например, стретчинг – растяжка мышц. Особо рекомендуется детям с нарушениями осанки и плоскостопием. Или Су-Джок терапия, стимуляция биологически-активных точек, которые расположены на кистях рук, при этом используются различные приспособления – массажные мячики, шарики, грецкие орехи. После интенсивных занятий эффективен комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение ног, рук и речевого аппарата. Для расслабления пальцев воспитатель МаржанМырзакасым предлагает упражнение «Бабочка». Дети собирают пальцы в кулак и поочередно выпрямляют каждый палец – сначала мизинец, безымянный, средний, а потом – большой и указательный. Затем пальцы соединяют в кольцо и делают быстрые движения, похожие на трепетание крыльев бабочки. Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня[1].
Итак, использование здоровьесберегающих технологий в педагогике – это средство коррекционно-развивающей работы с детьми, которые имеют различные речевые нарушения. Здоровьесберегающие упражнения помогают достичь успехов не только в преодолении речевых трудностей детей, но и способствуют общему оздоровлению. Действенностьэтих технологийнапрямую зависит от профессиональной компетенции педагога и комфорта дошкольников во время проведения упражнений.
Литература:
1. Мырзакасым М. Е. Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей с нарушениями речи. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL : https://xn---dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29454-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-dlya-sokhraneniya-zdorovya-detej-s-narusheniya-rechi ( дата обращения: 11.02.2018)
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев,1969.